Плазма выздоравливающих от COVID-19 не помогает другим больным
У донорской плазмы с антителами против коронавируса нет плюсов перед обычной терапией, зато могут быть минусы.
Одно из средств лечения коронавирусной инфекции — это переливание больному плазмы крови от другого человека, который выздоравливает после COVID-19 или только что выздоровел. Предполагается, что больного должны спасти чужие антитела. Иммунитет вырабатывает их против любого патогена, и против коронавируса тоже, и раз человек смог победить болезнь, значит, его иммунные клетки сумели подобрать правильные антитела и насинтезировали их в большом количестве. Остаётся взять кровь у выздоравливающего, очистить её от эритроцитов (чтобы избежать свёртывания) и от некоторых других компонентов, и перелить больному. Такой метод советуют для тяжёлых больных, которым уже всерьёз грозит аппарат искусственного дыхания (ИВЛ).
Однако исследователи из Университета Макмастера, Университета Монреаля и других научных центров пришли к выводу, что польза от плазмы выздоравливающего сильно преувеличена. В статье в Nature Medicine они описывают клинические наблюдения за 940 «ковидными» пациентами из 72 больниц Канады, США и Бразилии. Некоторым переливали плазму, некоторых лечили другими методами, но и те, и другие практически с равной вероятностью попадали на ИВЛ и с равной вероятностью умирали.
Авторы также пишут, что переливаемая плазма очень сильно отличалась по количеству и качеству антикоронавирусных антител. И, как ни парадоксально, если антитела в донорской плазме не очень подходили к коронавирусу, или же концентрация антител была невелика, то состояние больного с большой вероятностью ухудшалось. Авторы работы объясняют это тем, что менее удачные донорские антитела не помогают, а мешают иммунитету больного; очевидно, что-то похожее происходит и тогда, когда антител в переливаемой плазме относительно немного.
Этим можно объяснить результаты других наблюдений, которые говорят о пользе донорской плазмы: по мнению исследователей, польза в таких случаях видна только тогда, когда плазму с большой концентрацией адекватных антител сравнивают с плазмой с маленькой концентрацией антител или с не слишком хорошими антителами. Если же сравнивать «хорошую» плазму с другими методами терапии, то, как было сказано, статистически достоверного преимущества у плазмы нет. (При этом даже «хорошая» плазма чревата аллергическими осложнениями.)
Очевидно, новые данные будут перепроверяться, но пока что исследователи достаточно в них уверены, чтобы отсоветовать использование донорской плазмы при лечении тяжёлых случаев COVID-19.