№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Как работает интервальное голодание

При интервальном голодании важно, чтобы период голода выпадал на ночь, когда клетки активно едят сами себя.

Давно известно, что недостаток калорий идёт здоровью на пользу: и эксперименты на животных, и клинические исследования говорят о том, что, если уменьшить входящие калории, это улучшит обмен веществ и работу сердца, нормализует кровяное давление, повысит физическую выносливость и вообще продлит жизнь. Здесь, с одной стороны, можно выбрать для повседневного питания менее калорийную еду, а с другой стороны, можно поголодать. Голодание опять же бывает разным. Бывает, что человек надолго садится, образно говоря, на хлеб и воду, то есть ест очень мало и преимущественно растительные малокалорийные продукты. Это способ для сильных духом — постоянное чувство голода в течение долгого времени выдержит не каждый, особенно, если раньше ты привык ни в чём себе не отказывать.

Но есть альтернатива — перемежающееся, или интервальное, голодание. Оно как бы и не голодание вовсе, потому что за неделю, например, ты получаешь то же самое количество калорий, что и раньше. Секрет же в том, чтобы эти калории поглощать только в определённый промежуток времени, а в остальное время не есть вообще ничего. Ты будешь чувствовать голод, но будешь знать, что через несколько часов ты от него избавишься.

Эксперименты говорят, что интервальное голодание во многих отношениях по эффективности не уступает обычному голоданию, но почему так происходит, не совсем понятно. Пользу от обычного голодания во многом можно отнести на счёт потери веса: постоянный недостаток входящих калорий заставляет организм тратить жировые запасы, а чем меньше у нас лишнего «жирного» веса, тем меньше вероятность диабета, проблем с сосудами и пр. Польза от интервального голодания как будто не связана с ограничением в калориях — как было сказано выше, за определённый промежуток времени голодающий получает те же калории, и всё отличие от обычного образа жизни в том, что при голодании он получает эти калории по строгому расписанию.

Сотрудники Колумбийского университета пишут в Nature, что интервальное голодание действует через суточные ритмы. Эксперименты ставили на мухах дрозофилах, у которых периоды голода длиной 20 часов сменялись периодами доступной еды, которые длились 28 часов. Мухи, жившие по такому расписанию, жили дольше: продолжительность жизни самцов увеличилась на 13%, самок — на 18%. Более долгая жизнь могла привести к более сильным возрастным изменениям и болезням, но дрозофилы не просто жили дольше — их мышцы, нервы и кишечник старели медленнее.

Голодание было наиболее эффективным, если голодавшие мухи были не моложе 10 дней и не старше 40 дней от роду. Если интервальному голоданию подвергали муху старше 40 дней, то никакого положительного эффекта не было, более того, срок жизни мухи даже немного сокращался.

Что до количества калорий, то голодающие мухи, когда наступал период еды, съедали даже больше, чем неголодающие. То есть, если смотреть по балансу калорий за отрезок времени, и голоданием-то это назвать нельзя — тем не менее, увеличение продолжительности жизни было налицо. Однако если мух на интервальном голодании в периоды еды ещё и ограничивали в белках или вообще в калориях, мухи жили ещё дольше. Иными словами, получалось, что голодание действует двумя способами: один связан именно с ограничением в калориях, другой — с периодичностью голодания.

Когда говорят о периодичности в отношении живых организмов, то чаще всего имеют в виду циркадные, или суточные, ритмы. Циркадными ритмами управляют несколько генов, и когда исследователи отключали эти гены у дрозофил, пользы от интервального голодания не было никакой. И, что важно, польза от него также исчезала, когда расписание голодания смещали на 12 часов. Если раньше период голодания захватывал и день, и ночь, и мухи жили дольше и были здоровее, то с новым расписанием период голодания приходился преимущественно на день. Соответственно, мухам приходилось есть ночью, и жили такие мухи даже меньше, чем те, которых никакому голоданию не подвергали.

От суточных ритмов зависит очень много разных процессов как на уровне организма, так и на уровне отдельных органов тканей и клеток. Например, известно, что суточные ритмы управляют аутофагией — так называют внутриклеточную уборку от ненужных молекул, молекулярных комплексов и другого мусора, который может быть довольно вредным. (За расшифровку механизма аутофагии в 2016 году была присуждена Нобелевская премия.)

Аутофагия помогает клетке оставаться здоровой, аутофагия влияет на продолжительность жизни, и мы также знаем, что особенно активно аутофагия идёт по ночам — во всяком случае, у тех организмов, которые по ночам спят. И если аутофагию у дрозофил подавляли тем или иным способом, польза от перемежающегося голодания исчезала. Наоборот, если ночную аутофагию дополнительно стимулировали, то мухи жили дольше без всякого голодания. Отсюда авторы работы делают вывод, что именно аутофагия, которая подчиняется суточным ритмам, обуславливает те полезные эффекты периодического голодания, которые связаны именно с его периодичностью.

Люди, как и дрозофилы, активны днём и спят ночью, поэтому с большой долей уверенности можно утверждать, что полученные результаты имеют отношение и к нам тоже. Во всяком случае, периоды голода в интервальном голодании у нас тоже, скорее всего, должны выпадать на ночь. И, вероятно, у нас интервальное голодание можно улучшить дополнительным ограничением в калориях. Ну а если отвлечься от голодания, то можно представить себе какие-нибудь вещества-стимуляторы аутофагии, которые будут подстёгивать её по ночам так, чтобы можно было не думать о том, через сколько часов ты сможешь поесть и на сколько калорий.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее