Россия готовится к запуску космической астрофизической обсерватории

Проект «Радиоастрон» позволит получить новые данные об устройстве Вселенной, узнать о новой силе, действующей на космические аппараты, открыть "кротовые норы" - тоннели в пространстве - и изучить явления, связанные с деятельностью внеземных цивилизаций.

Россия в сотрудничестве с другими странами готовится к запуску космической радиообсерватории «Радиоастрон». Автоматическая астрофизическая лаборатория будет выведена на орбиту вокруг Земли для наблюдения за далекими внегалактическими объектами со сверхвысоким разрешением. Космическая радиообсерватория работает как гигантский интерферометр с базой между спутником и системой наземных радиотелескопов. Используя такой интерферометр, можно получить исключительно высокое угловое разрешение и построить изображения небесных объектов с высочайшей детальностью: с разрешением примерно в 20 млн. раз выше, чем разрешение человеческого глаза.

Как сообщается в докладе академика Н.С. Кардашева (Астрокосмический центр Физического института им П. Н. Лебедева), распространенном пресс-центром Росавиакосмоса, за последние 50 лет во Вселенной обнаружены принципиально новые объекты, новые состояния вещества и даже принципиально новые виды материи. В основном, выявлена картина физических процессов во Вселенной во всех спектральных диапазонах (от гамма до радио), объединяющая этапы ее эволюции за миллиарды лет. Фундаментальные открытия, сделанные в последние 20 лет, изменили современные представления о строении Вселенной. Ученые обнаружили, что около 70% ее вещества сосредоточено в виде «скрытой энергии» и около 25% содержится в «темной материи». Именно это определяет расширение Вселенной и связанное с ним образованием ее объектов: звезд, планетных систем, галактик, скоплений галактик.

Проект «Радиоастрон» рассчитан на исследования необычных небесных объектов (сверхмассивных чёрных дыр в ядрах галактик, черных дыр звёздных масс в нашей галактике, нейтронных звёзд), областей образования звёзд и планетных систем в нашей галактике и в ядрах других галактик, облаков межзвёздной плазмы и гравитационного поля Земли. Можно будет с высокой точностью изучить источники мощного радиоизлучения. Уже подготовлен список из нескольких сот объектов изучения: сверхмассивных черных дыр, микроквазаров, пульсаров, космических мазеров и других радиоисточников. Этот список к моменту запуска «Радиастрона» предполагается пополнить до тысячи.

Кроме того, с помощью интерферометра «Радиоастрон» можно будет обнаружить и исследовать эффекты, связанные с существованием «кротовых нор»: тоннелей в пространстве. Модель гипотетических «кротовых нор» (первоначально предложена А.Эйнштейном и Н.Розеном) предполагает сложную топологию пространства и основана на общей теории относительности. Входами в тоннели могут быть некие новые объекты, наблюдаемые в нашей Вселенной и соединяющие нас с другой ее частью или даже с другой Вселенной. Вещество, попадающее в тоннель, не исчезает для внешнего наблюдателя. Оно может утекать из нашей части Вселенной и притекать к нам. Если тоннели будут открыты, то это необыкновенно расширит наши возможности исследования и освоения Вселенной. Уже имеются кандидаты для такого исследования: объекты, падающие в такие тоннели или приходящие из другой Вселенной. Наблюдения за ними могут быть проведены с помощью интерферометра «Радиоастрон».

Высокоточное измерение орбиты «Радиоастрона» даст возможность построить высокоточную модель гравитационного поля Земли. Измерения гравитационного поля Земли на больших от неё расстояниях связаны с новой научной проблемой. Несколько лет назад обнаружена новая сила, действующая на космические аппараты. Она крайне мала, направлена к Солнцу и не меняется с изменением расстояния до него. Похоже, что в нашей планетной системе тоже присутствует «темная энергия» и «скрытая масса». С помощью интерферометров, подобных «Радиоастрону», можно изучать явления, связанные с проблемой SETI (поиск внеземных цивилизаций). Весьма вероятно, что деятельность внеземного разума как-то связана с «тёмной материей» и «скрытой энергией», «кротовыми норами» и возможностью с их помощью создания машины времени и возможной многомерностью (10-11 и более измерений) нашего пространства.

Действующий макет космического радиотелескопа изготовлен в НПО им. С.А. Лавочкина, укомплектован высокочувствительной приёмной аппаратурой и испытан на обсерватории ФИАН в г. Пущино.

Все наземные радиотелескопы, задействованные в системе интерферометра, будут принимать сигналы от исследуемого источника одновременно с космическим радиотелескопом. Прием информации со спутника предполагается получать со скоростью 128 Мбит/с. Приемные станции находятся в США (Грин Бэнк), в Пущино под Москвой и в Австралии (Тидбинбилла). С такой же скоростью будет регистрироваться информация всеми крупнейшими радиотелескопами, в том числе и отечественными. Это 70-м радиотелескопы в Евпатории и Уссурийске, а также 64-м – в Калязине.