Травмы мозга помогают бросить курить
Курильщики с травмами мозга помогают понять нейробиологию никотиновой и алкогольной зависимости.
О том, что некоторые курильщики после травмы мозга легко бросают курить, на самом деле известно давно — и точно так же давно известно, что далеко не у всякого мозгового повреждения есть антитабачный эффект. Очевидно, что некоторые травмы затрагивают области мозга, которые поддерживают никотиновую зависимость. И если сравнить людей с разными травмами, можно узнать, что это за области.
Авторы недавней статьи в Nature Medicine как раз так и делают: они сравнивают состояние мозга у разных людей с локализованными травмами, с локализованными повреждениями — то есть у которых повреждения не распределяются по разным зонам, а сфокусированы на определённом участке. Все участники исследования были курильщиками, но некоторые так ими и остались, а некоторые легко отказались от табака. И вот у тех, которые бросили курить, повреждения затрагивали либо верхнюю поясную кору, либо боковую префронтальную кору, либо островковую кору, либо какие-то другие зоны, которые были особенно тесно связаны с одной из этих трёх нейронными «проводами». Иными словами, исследователи получили цепочку из нескольких мозговых центров, в которой прячется никотиновая зависимость; если какое-то из звеньев цепи повреждается, зависимость резко слабеет.
Результаты перепроверили на другой группе пациентов с мозговыми повреждениями. Оказалось, что эти нервные центры поддерживают не только никотиновую, но и алкогольную зависимость — то есть повреждения, затрагивающие островковую кору, или верхнюю поясную, или боковую префронтальную, ослабляют ещё и тягу к алкоголю. Возможно, что эти зоны мозга участвуют в формировании любых зависимостей, а не только алкогольной и никотиновой.
Обычно нейробиологические механизмы алкоголизма, курения и т. д. ищут в системе подкрепления, или системе вознаграждения — большом комплексе нервных центров, куда входят и прилежащее ядро, и полосатое тело, и гипоталамус, и ещё многие другие, в том числе префронтальная, островная и поясная кора. Новые данные должны помочь разобраться в том, как работает механизм зависимостей-аддикций на уровне мозговых зон — какие из них главные, какие нет.
Исследователям уже сейчас удалось выяснить, что боковая префронтальная кора влияет на активность остальных участков «комплекса зависимостей». Очевидно, именно на неё и нужно направлять лечебные усилия. Речь, конечно, не о том, чтобы физически повреждать тот или иной участок мозга, а о том, чтобы как-то на него воздействовать извне, чтобы он менял активность в нужную сторону.
Инструменты для такого влияния есть — это транскраниальная магнитная стимуляция и транскраниальная электростимуляция: в одном случае на определённую зону мозга действуют магнитными полями, а в другом — слабым электротоком.