Первобытная культура, возможно, началась не с орудий труда

Для изготовления примитивных каменных орудий древним людям было не обязательно передавать знания от поколения к поколению.

О жизни и быте доисторических людей и их предков осталось достаточно небольшое количество свидетельств. Лучше всего сохранились каменные орудия труда — их находят в местах, где располагались стоянки древних людей или проходили пути их миграции. Одним из первых видов людей, которые стали систематически изготавливать каменные орудия труда, стал человек умелый — Homo habilis. Нашего предка считают создателем так называемой ранней галечной (олдованской или олдувайской) культуры — первой и наиболее примитивной культуры обработки камня, возникшей около 2,6 миллионов лет назад. К слову сказать, существуют находки и более ранних каменных орудий возрастом 3 миллиона лет и даже больше, которые могли принадлежать ещё не людям, а кениантропам — древним гоминидам.

Чопперы (каменные орудия с оббивкой края с одной стороны), найденные на территории современной Эфиопии, относятся к галечной культуре возрастом 1,7 млн лет. Фото: Didier Descouens/Wikimedia Commons.

Считается, что успехи в изготовлении каменных орудий труда и их совершенствование идут бок о бок с развитием человеческой культуры. Способы создания первых каменных чопперов и отщепов стали своего рода «ноу-хау», которое, возникнув, передавалось дальше из поколения в поколение, постепенно совершенствуясь. А стабильная передача опыта была бы невозможна без пусть и примитивной, но первобытной культуры. Однако исследователи из Тюбингенского университета (Германия) поставили под сомнение необходимость существования первобытной культуры для изготовления примитивных каменных орудий. Они выдвинули гипотезу, согласно которой методы изготовления примитивных каменных орудий — это совсем не ноу-хау, и могут быть легко изобретены заново при наличии определенной мотивации у любого человека. Поэтому появление каменных орудий в доисторический период нельзя считать однозначным доказательством появления человеческой культуры. Но как это проверить?

Здесь антропологам приходит на помощь так называемая «экспериментальная археология». Учёные проводят эксперименты, воссоздающие условия жизни, быт и технологии людей древности. Например, как они изготавливали каменные орудия. Однако если за обтёсывание кварцевого булыжника возьмётся какой-нибудь матёрый археолог, через руки которого прошли сотни или даже тысячи орудий каменного века, эксперимент будет не совсем честным. Всё-таки его опыт будет сильно отличаться от опыта среднестатистического человека умелого, жившего пару миллионов лет назад. Поэтому для чистоты эксперимента, результаты которого описаны в недавно вышедшей статье в Science Advences, вместо дипломированных археологов или даже студентов исторического факультета исследователи набрали группу из 28 человек (поровну мужчин и женщин), не имевших никакого археологического опыта.

Участникам эксперимента предложили с помощью подручных средств перерезать верёвку, которая удерживает крышку коробки с денежной наградой. В качестве «базового набора» умелого человека испытуемым предложили окрашенную стеклянную полусферу, речную гальку среднего размера и большой гранитный блок. Кроме того все участники прошли тестирование на степень их неосведомленности в вопросах изготовления каменных орудий труда.

Участники начали экспериментировать с предложенными предметами, а исследователи внимательно фиксировали все приёмы изготовления чего-то похожего на каменные орудия, которые демонстрировали испытуемые. Каждый из участников, что называется, шёл своим путём, у кого-то получилось изготовить что-то режущее уже через 20 минут после начала эксперимента, у других это заняло больше времени. Но в итоге получилось, что каждый из них, по сути, заново открыл основные приёмы изготовления примитивных каменных орудий наподобие тех, что археологи относят к галечной культуре.

Отсюда можно сделать осторожный вывод, что создание примитивных каменных орудий труда совсем не обязательно было связано с существованием определённой первобытной культуры. Первые люди могли раз за разом в течение сотен тысяч лет изобретать каменные ноу-хау, не опираясь непосредственно на опыт предшественников. Поэтому вопрос "А что же тогда считать точкой отсчёта в появлении человеческой культуры?" пока остаётся, скорее всего, открытым.

Автор: Виктория Ваганова