№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Третий клад археолога Бутягина

При раскопках в Керчи античного города Мирмекий археологи открыли клад золотых монет Александра Македонского.

Милетские греки в VI до нашей эры основали на побережье Керченского пролива небольшой городок Мирмекий. Сейчас больше известен его «старший брат» — Пантикапей, столица самого Боспорского царства. Город занимал господствующее положение над окружающей местностью, расположившись на горе, которая позже получила название Митридат.

Монеты из клада, открытого 20 августа 2022 года в Мирмекии на раскопе И. Фото Александра Бутягина, Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

В Пантикапее находился царский дворец и храмы. Археологи нашли архитектурные фрагменты довольно большого по размерам храма Аполлона, тогда как стилобат (то есть, основание храма) так и не обнаружили.

В Мирмекии дворцов не было, а вот храмы были — правда, это известно лишь по найденным профильным частям. А главное — за 200 лет изучения городища здесь нашли пять кладов, в то время как Пантикапей не может пока похвастаться ни одним.

пантикапей_low.jpg
Архитектурные фрагменты с раскопок Пантикапея в Лапидарии Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Фото Юлли Улётовой, Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

Первый клад Мирмекия был найден в 1934 году случайно — рабочими во время строительства. Он состоял из 87 бронзовых монет (по крайней мере, столько было передано в музей) и отнесён специалистами ко второй половине III века до нашей эры. 

Следующие два клада нашли сотрудники экспедиции под руководством начальника Боспорской археологической экспедиции ИИМК Виктора Гайдукевича. В 1958 году, на раскопе М в восточной части городища археологами была обнаружена стопочка из 12 монет Синопы — греческой колонии на территории Малой Азии, отчеканенных в 40-х годах I века до нашей эры. 

Клад, который торжественно нарекли «Вторым мирмекийским», открыли в 1960 году на раскопе И (в центральной части городища). В красноглиняном горшочке в начале III века до нашей эры кто-то спрятал 32 бронзовых монеты.

раскоп И_low.jpg
Раскоп И, современный вид. Фото Юлли Улётовой, Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

Ещё два клада на территориях, входивших в округу Мирмекия, нашли случайные люди, что отразилось на их сохранности. Из открытого строителями Карантинного шоссе в 1840-х годах кувшинчика, полного кизикинов (статеров города Кизика в Малой Азии), в музей попало лишь 4 монеты — остальное находчики поделили между собой и продали. При этом сейчас в коллекции Государственного Эрмитажа осталось лишь две из них (ещё две были проданы в 1933 году). По мнению учёных, клад сокрыли в середине IV века до нашей эры.  

Чуть более века спустя, в 1988 году, уже советские строители, работая там, где в эллинистическое время располагался некрополь Мирмекия, нашли огромный по количеству монет (предположительно 2500–3000 штук) клад. К сожалению, в Керченском музее оказалась лишь 521 монета — серебряные и биллонные (то есть, из сплава серебра и меди) боспорские статеры середины III века.  

В 1999 году Мирмекийская экспедиция перешла «под крыло» Государственного Эрмитажа, а её руководителем стал археолог Александр Бутягин. Участникам его экспедиции повезло найти два клада. 

Первым в «бутягинскую» эпоху на участке С (юго-западная часть городища) был найден «клад 2002 года» — 723 бронзовых монеты Пантикапея. Его спрятали во второй четверти III века до нашей эры в полотняном или кожаном мешочке в трещину скалы у подножия акрополя Мирмекия. И хотя от мешочка ничего не осталось, на его наличие когда-то указывает форма монолита, в который спеклись монеты.

вид на скалу_low.jpg
Современный вид на скалу, на которой располагался акрополь Мирмекия. Фото Юлли Улётовой, Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

Следующий клад, найденный в конце сезона 2003 года на участке И, оказался самым крупным из до сих пор обнаруженных на территории Боспорского царства. В его составе было 99 электровых (из сплава золота и серебра) статеров Кизика, которые находились в небольшом бронзовом кувшинчике. Сосуд, в свою очередь, был спрятан в каменную кладку так называемого «святилища Деметры» — дома под зольником, культовой свалкой. Этот клад, судя по эмиссиям монет, сокрыли ближе к середине IV века до нашей эры. 

Считается, что люди прячут деньги и прочие небольшие ценности в сложные времена. По времени сокрытия мирмекийских кладов нетрудно заметить, что сложные времена на Боспоре случились во второй половине IV-го и в середине III века до нашей эры. В истории Северного Причерноморья второй период называется «кризисом монетного дела Боспора».

Во второй половине IV века до нашей эры основы экономики Боспорского царства — сельское хозяйство, а также торговля с государствами Средиземноморья — были подорваны сначала войной царя Перисада с варварами, а затем, после смерти Перисада, междоусобными войнами его сыновей, Сатира и Евмела, на стороне каждого из которых выступали местные племена. Немалую роль в экономическом «падении» Боспора сыграл и Египет, перехватив лидерство в поставках зерна. 

Тогда боспорские правители были вынуждены отказаться от чеканки монеты из благородных металлов, а затем и вовсе начать производство монет из низкосортной бронзы с большим содержанием свинца. Кроме того, к середине III века до нашей эры крайне уменьшился вес монет и ухудшилось качество их чеканки. Специалисты отмечают частные эмиссии (то есть выпуск), смену монетных типов и изменение номиналов. В ход также шли перечеканка (нанесение на монету новых изображений для смены номинала) и надчеканка (нанесение специальных контрамарок с той же целью).

Всё это нашло отражение в том, что монеты III века до нашей эры сейчас составляют большинство среди найденных почти во всех городах Боспора. Именно электровые кизикины и мелкое серебро чеканки боспорских городов в основном и находилось в обращении в Северном Причерноморье: первые — для международных расчётов, вторые — для удовлетворения нужд местного рынка. 

Неудивительно, что в такой тяжёлый период жители Боспора стремились удержать при себе стремительно исчезающие с рынка «дорогие» монеты, хотя бы и путём сокрытия кладов. Население Мирмекия исключением не было. 

И вот, ровно через 19 лет после открытия клада кизикинов, в тот же день — 20 августа 2022 года — на раскопе И был снова найден клад. На этот раз неизвестный нам мирмекиец спрятал в глиняный горшочек 30 золотых монет македонских царей Александра Великого и его брата Филиппа Арридея. Находки подобных монет на территории Крыма и Тамани известны, но весьма немногочисленны. Поэтому третий клад археолога Бутягина на сегодняшний день — крупнейший клад золотых раннеэллинистических (последняя треть IV века до нашей эры) статеров на Боспоре.

1_AB.jpg
Горшочек до извлечения клада. Фото Александра Бутягина, Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

На аверсе (лицевой стороне) 26 статеров Александра Македонского отчеканена голова Афины Паллады в коринфском шлеме, украшенном изображением змеи или грифона, из-под шлема ниспадают локонами волосы богини, а её шею обвивает ювелирное украшение. На реверсе (оборотной стороне) изображена богиня победы Ника, которая держит в руках венок и мачту корабля. Рядом с Никой указана и легенда монеты — имя «Александр».


6_AB.jpg
Монета из клада с изображением Афины Паллады. Фото Александра Бутягина,  Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

Четыре монеты правившего после Александра македонского царя Филиппа III Арридея, известного в истории своим слабоумием, ничем не отличаются от монет брата, кроме легенды, где стоит имя Филиппа. Согласно предварительному анализу, монеты были отчеканены в городах Македонии и севера Эгейского моря. А в доме далёкого от Македонии боспорского городка Мирмекия его спрятали два десятилетия IV века до нашей эры. По какой причине — неизвестно.

2_AB.jpg
Начальник экспедиции Александр Михайлович Бутягин с находкой. Фото Юлли Улётовой,  Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

Клад, как и другие интересные находки полевого сезона 2022 года (например, ключ и фрагмент акротерия), был передан в Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, где уже хранятся два других мирмекийских клада XXI века. Его ждёт дальнейшее изучение и в перспективе — место в Золотой кладовой археологического музея.

Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее