Может ли «алюминиевая» вакцина провоцировать астму?
У детей, получивших много солей алюминия вместе с вакцинами, повышается вероятность астмы.
Под «алюминиевой» вакциной мы понимаем вакцину с неорганическими солями алюминия. Они входят в состав адъюванта — так называют сложную смесь веществ, которая должна усилить иммунный ответ. С адъювантом В-клетки вырабатывают больше антител, и растут шансы того, что на вакцину отреагируют Т-клетки и появятся соответствующие Т-клетки памяти. Механизм действия разных адъювантов может отличаться; всё зависит от того, из чего он состоит. Соли алюминия, например, стимулируют врождённый иммунитет, а поскольку адаптивный иммунитет включается с подачи врождённого, то получается, что соли алюминия через врождённый иммунитет усиливают реакцию адаптивного иммунитета.
У вакцин бывают побочные эффекты — в прошлом году мы писали, почему они возникают и с какой частотой. Часто подозрение падает именно на адъювант, вызывающий аллергическую реакцию. Хотя алюминиевые адъюванты долгое время считались абсолютно безопасными, некоторые исследователи попробовали изучить их подробнее. Поводом стала медицинская статистика: так, в США заметили, что с 80-х годов прошлого века среди детей росла заболеваемость астмой и аллергиями. В некоторых научных работах не удалось увидеть связь между алюминием в вакцинах и иммунными проблемами. В других, наоборот, такая связь была, но только речь в них шла не о вакцинном алюминии, а о том, который загрязнет окружающую среду в промышленных районах. Эксперименты с мышами как будто подтверждали, что соли алюминия раздражают иммунитет, провоцируя его к ненужному воспалению в дыхательных путях, что очень похоже на человеческую астму.
В одной из последних статей на эту тему, опубликованной в Academic Pediatrics, говорится, что связь между астмой и вакцинными солями алюминия всё-таки есть. Авторы проанализировали медицинские истории примерно 327 000 детей, рождённых между 2008 и 2014 гг., которые до двух лет прививались вакцинами с солями алюминия; но невакцинированных детей в этой статистике не было. В США дети к двум годам получают прививки против пятнадцати болезней, алюминиевые адъюванты есть в семи вакцинах, но не обязательно все дети получают все вакцины. Среди 327 тысяч детей, взятых для статистического анализа, были те, кто получил алюминия с вакцинами больше, и были те, кто получил его меньше. И по статистике получалось, что среди детей, получивших в сумме не меньше трёх миллиграмм алюминиевого адъюванта риск астмы на 36% выше, чем среди тех, кто получил меньше трёх грамм вакцинного алюминия.
У работы есть один большой минус, на который не преминули указать другие специалисты. Исследователи учитывали множество факторов, которые могли бы повлиять на «астматическую» статистику — и пол, и этническую принадлежность, и то, как ребёнок появился на свет, в срок или до срока, и то, есть ли у ребёнка пищевая аллергия, которая может указывать на общую аномалию в иммунитете, не связанную с вакцинным алюминием. Однако пару очень важных факторов в работе не учли — это алюминий в еде и в окружающей среде. Чтобы со всей надёжностью приписать астму вакцинному алюминию, нужно знать, сколько соединений алюминия попадало в организм ребёнка с детским питанием и сколько их вдыхалось вместе с воздухом.
Поскольку авторы работы пищевой и экологический алюминий не учитывали, есть определённые сомнения, что их результаты стоит учитывать в повседневной здравоохранительной практике. Кроме того, если вспомнить рост случаев астмы и аллергий, который начался с 80-х годов, то надо отметить, что длился он тридцать лет, а потом на десять лет статистика остановилась, а в последние годы так и вовсе пошла на спад по непонятным причинам. Очевидно, если и есть связь между астмой и солями алюминия в вакцинных адъювантах, то сложная и неоднозначная, и новые данные пока что говорят лишь о том, что тут требуются дальнейшие исследования, и до готовых медицинских рекомендаций пока что далеко.