Гранаты против рака

Вещество, появляющееся при переработке гранатов кишечными бактериями, тормозит рост кишечного рака.

Бороться с раком было бы намного проще, если бы нам помогал иммунитет. Он старается, всё-таки истребление злокачественных клеток — его прямая обязанность, однако раковые клетки способны подавлять бдительность иммунитета. У каких-то опухолей это получается в большей степени, у каких-то в меньшей; среди тех, кому это удаётся особенно хорошо, называют колоректальнй рак.

Если опухоль сумела усыпить иммунитет, нужно постараться его разбудить. Здесь есть масса уловок; вещества, которые способны растормошить иммунные клетки, бывают и синтетическими, и натуральными. Сотрудники Немецкого центра исследования рака пишут в журнале Immunity, что активировать противораковые свойства иммунитета можно с помощью уролитина А. Он образуется из эллагитаннинов — особого класса растительных полифенолов; кишечные бактерии, перерабатывая эти полифенолы, дают уролитин А. Что до самих эллагитаннинов, то их больше всего содержится в гранате.

Раковые клетки уничтожают так называемые цитотоксические Т-лимфоциты, или Т-киллеры. Но чтобы Т-киллеры эффективно работали, их должен регулярно подбадривать другой класс Т-лимфоцитов — Т-лимфоциты памяти. Они напоминают Т-киллерам, как выглядит тот, с кем они должны бороться. Но сами Т-клетки памяти способны терять активность, переставая делиться и постепенно старея; к этому их подталкивает опухоль.

Уролитин А включает в Т-лимфоцитах памяти механизм, уничтожающий митохондрии — клеточные органеллы, добывающие для клетки энергию. Казалось бы, в их уничтожении ничего хорошего нет. Но в малоактивных лимфоцитах митохондрии тоже стареют и ломаются. Когда уролитин А заставляет клетку уничтожить митохондрии, он тем самым запускает их обновление: взамен уничтоженных старых клетка формирует новые, более эффективные. Обновление митохондриального парка взбадривает лимфоциты: когда подопытным мышам с колоректальным раком давали уролитин А, их иммунная система начинала с новыми силами атаковать раковые клетки, и рост опухоли замедлялся.

Дальнейшие эксперименты показали, что уролитин действует и на человеческие лимфоциты. Сам по себе он вряд ли способен избавить от рака, так что, если говорить о клинических перспективах, то его, скорее всего, будут использовать как один из компонентов сложной лекарственной терапии. Использовать можно либо сам уролитин А как готовую молекулу, либо его предшественники-полифенолы — как в виде пищевых добавок, так и в виде гранатов. Впрочем, какой способ окажется эффективнее, станет ясно только после клинических исследований.