№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Басы для танцев

Чтобы раскачать танцпол, нужно добавить в музыку низких частот — даже не обязательно, чтобы эти частоты были слышны.

Ритм в музыке обычно поручают низким звукам, и не зря: несколько лет назад сотрудники Университета Макмастера обнаружили, что наш слух лучше всего чувствует ритм именно на низких частотах. Музыканты, очевидно, догадались об этом давным-давно, но тут речь идёт о специальных экспериментах с музыкой на разных частотах, электроэнцефалограммой, фиксирующей работу мозга, и пр.

Ритм нужен не просто чтобы его слушать, но и чтобы под него танцевать. Тем же исследователям из Университета Макмастера пришла в голову мысль, что низкие частоты не только помогают лучше слышать ритм, но и побуждают нас двигаться. Чтобы проверить, так это или не так, в лаборатории устроили выступление музыкантов, специализирующихся в электронно-танцевальном жанре. Достаточно большое лабораторное помещение превратили в подобие музыкального клуба с камерами, которые снимали слушателей; кроме того, сами слушатели носили на себе особые датчики, которые следили за их движениями. Ещё у них спрашивали, как им показался концерт, что в музыке они слышали, чего не слышали, и какие физические ощущения от неё у них были.

Вопрос, что было слышно и чего не было слышно в музыке, задавали не зря: аппаратура на концерте позволяла добавить очень низкие частоты, которые наш слух уже не чувствует. Эти частоты добавляли и убирали из музыки каждые пару минут на протяжении всей вечеринки, которая длилась без четверти час. В статье в Current Biology говорится, что на низких ритмичных частотах люди начинали танцевать примерно на 12% активнее, хотя слышать их они не могли.

Хотя очень низкочастотные звуки не воспринимаются на слух, мы всё равно ощущаем их, так сказать, всей кожей. С поверхности тела вибрации проходят глубже и достигают внутреннего уха и вестибулярных рецепторов в нём. Внутреннее ухо тесно связано с двигательными областями мозга — вероятно, именно поэтому ритм на сверхнизких частотах заставляет нас двигаться, хотя пока неясно, какие конкретные нейрофизиологические сигналы тут срабатывают.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее