Как восстановить лёгкие после вируса

Повреждённые лёгочные альвеолы восполнят клеточные потери правильными клетками, если вовремя лишить их одного специального белка.

После вирусной инфекции ткани залечивают повреждения, и по идее выздоровевшие органы должны работать, как прежде. Но, к примеру, после гриппа или коронавирусной инфекции у многих пациентов лёгкие так до конца и не восстанавливаются. Причина в том, что в повреждённых участках лёгочных альвеол вместо обычных газообменных клеток появляются другие клетки, которые обычно сидят в верхних дыхательных путях. Обогащать кровь кислородом и выводить из неё углекислый газ они не умеют, поэтому даже после того, как болезнь ушла, человеку плохо дышится. (Отчасти это схоже с тем, как в сердце после инфаркта на месте погибших мышечных клеток появляется соединительная ткань, которая не проводит электрические импульсы и не сокращается.)

Но у «неправильных» клеток в альвеолах лёгких остаётся возможность превратиться в «правильные», нужно их только к этому подтолкнуть. Точнее, нужно заставить их прислушаться к «правильным» альвеолярным клеткам, которые сидят рядом с ними. Клетки, которые появляются на замену погибшим, уверены в том, что газообмен – не их задача, и их неправильную специализацию закрепляет особый белок, называемый р63. Он работает в самых разных тканях, и одна из его функций в том, чтобы помочь молодым клеткам определиться с профессией. Если же его отключить, то у клетки сохраняется возможность выбора. Сотрудники Пенсильванского университета так и сделали: они заставляли ген р63 замолчать в «неправильных» клетках, которые появлялись в альвеолах, те начинали воспринимать сигналы от других, «правильных» альвеолярных клеток — и сами становились такими же «правильными».

Эксперименты ставили как на клеточных культурах, так и на мышах. Клетки с неработающим р63 восстанавливали повреждения в лёгких у мышей после гриппа. В статье в Cell Reports подробно описывается, что именно происходит с клетками без р63; в частности, у них исчезает склонность переползать с места на место, свойственная эпителиальным клеткам верхних дыхательных путей — тем, которые занимают не своё место в альвеолах. Возможно, с молекулярно-генетическими подробностями, которые удалось описать для клеток, лишённых р63, получится создать лекарства, помогающие полностью восстановить лёгкие даже после самой тяжёлой инфекции.