Термояд в «Глобусе»

Физико-технический институт имени А.Ф. Иоффе РАН (С-Петербург) начал эксперименты на сферическом токамаке «Глобус-М».

Созданные ранее экспериментальные токамаки (тороидальные камеры с магнитными катушками), предназначенные для исследований в области управляемой термоядерной реакции, весьма громоздки и дороги. «Глобус-М» – первая в России экспериментальная установка для изучения плазмы в сферической камере (диаметр сферы – 1,5 м).

Как пояснил зам. директора отделения физики плазмы Физтеха Сергей Лебедев, первые эксперименты на установке «Глобус-М» показали, что устойчивость плазмы к наиболее опасным видам магнито-гидродинамических возмущений значительно выше, чем в обычных токамаках. Дело в том, что основным препятствием на пути создания промышленного термоядерного реактора являются аномальные потери тепла, обусловленные турбулентностью плазмы. Переход плазмы в состояние с пониженной турбулентностью обусловливает скачкообразное увеличение времени удержания энергии. В этом режиме время удержания тепла может в 6-10 раз превосходить значения, характерные для «обычного» токомака.

«Глобус-М» по заказу Физтеха был изготовлен на петербургском "Северном заводе", крупнейшем предприятии ВПК, где в начале 20 века были построены первые русские тяжелые самолеты конструкции Игоря Сикорского. Российский «Глобус-М» оценивается в 5 млн. долл., которые были получены по гранту Международного научно-технического центра (МНТЦ).

Результаты экспериментов на питерском токамаке предполагается использовать в проекте Международного термоядерного реактора (проект ИТЭР).

За право построить у себя первый в мире термоядерный реактор борются Франция и Япония. США и Южная Корея выступают за строительство реактора в японском поселке Роккасио, а Евросоюз, Россия и Китай – в городе Кадараш во Франции.

Автор: Николай Крупеник