№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Молодые пчёлы учатся танцевать у старых

Наблюдая за более опытными товарищами, молодые пчёлы учатся точнее показывать, куда нужно лететь за нектаром.

Наши умственно-психические умения опираются как на врождённые гены, так и на обучение. Самый наглядный пример — язык и речь. Способности к языку, безусловно, заложены с рождения, но язык всё-таки нужно учить, и даже владение родным языком зависит от того, где человек рос, с кем и как общался. То же самое у птиц: сама по себе способность к песням заложена в генах, но молодые птицы всё равно учатся петь у взрослых.

А если пойти дальше, к беспозвоночным? Например, к насекомым, которые, как-никак, самый многочисленный класс животных? Было время, когда абсолютно всё, что делают насекомые, приписывали инстинктам — врождённым формам поведения. Как бы сложно они ни вели себя, считалось, что это комбинации запрограммированных реакций. Но у насекомых способность к обучению всё-таки есть, что продемонстрировано на очень нестандартных задачах: например, есть эксперименты, в которых шмелей учили играть в футбол.

Тут возникает другой вопрос: насколько насекомым в их повседневной жизни нужна обучаемость? Игра в футбол — это всё-таки действительно нестандартная задача. А что насчёт сбора нектара и общения друг с другом? Например, давно известно, что пчёлы сообщают друг другу о том, куда лететь за нектаром, с помощью специального танца. Вернувшись в улей, пчела бегает по сотам, виляя брюшком, и по характеру танца, по направлению танцевальных па и по частоте виляний её товарищи понимают, в какую сторону и как далеко нужно лететь.

Предполагается, что танец — исключительно врождённое умение. Однако сотрудники Ботанического сада тропических растений Сишуанбаньна и Калифорнийского университета в Сан-Диего показали, что с пчелиным танцем дела обстоят так же, как с пением птиц: чтобы хорошо танцевать, пчёлам нужно у кого-то поучиться. Исследователи отбирали молодых рабочих пчёл, которые только-только превратились из личинки в настоящую взрослую особь, и распределяли их по нескольким ульям. В некоторых ульях все пчёлы, которые должны летать за нектаром, были молоды; старых пчёл-добытчиков не было. Летая за нектаром и потом танцуя перед товарищами, пчёлы в таких колониях должны были полагаться сугубо на врождённые умения. В других ульях молодых пчёл подсаживали к старым, у которых они могли бы поучиться, если бы в этом была нужда.

Показывая, куда лететь, пчела делает несколько пробежек, виляя брюшком в определённом направлении. В статье в Science говорится, что первый танец у молодых пчёл вообще был далёк от совершенства. Но там, где были старые пчёлы, молодые в первом танце показывали направление полёта в пределах чуть более 30 градусов. То есть в нескольких пробежках подряд молодые пчёлы показывали туда, туда и туда, но все варианты укладывались в диапазон 30 градусов. А вот в ульях, где старых пчёл не было, разница в направлении у молодых достигала 50 и даже 60 градусов. Это что касается первого танца; потом пчёлы начинали танцевать всё лучше и лучше — что понятно, они сами набирались опыта. Однако суть в том, что наблюдая за танцами более опытных особей, молодые пчёлы как бы заранее учатся танцевать, и потом даже в первом танце с большей точностью покажут, где брать нектар.

Что касается расстояния, то молодые пчёлы, у которых не было старших товарищей, так и не смогли научиться указывать его правильно — даже много раз слетав за нектаром, они всё равно советовали другим лететь дальше, чем было нужно.

Пчёлы танцуют в сумраке улья, когда вокруг них толпятся десятки и сотни других пчёл, а под ногами соты, в которых многие ячейки не закрыты и вообще расположены не очень регулярно. Пчела при этом во время танца бежит довольно быстро. И хотя никаких сложных танцевальных фигур она не делает, споткнуться и сбиться с правильного направления при отсутствии опыта довольно легко. Но если понаблюдать, как танцует кто-то другой, то некоторые секреты танца, вероятно, станут понятнее, и когда тебе самому придётся показывать другим, куда лететь, ты сделаешь это сравнительно точно.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее