Помогает ли спорт мозгу?
Влияние физической активности на психику изучают очень активно, но достоверных экспериментальных результатов для человека пока мало.
Странный вопрос — помогает ли спорт мозгу. Мы ведь только и слышим, как он помогает, что физические упражнения стимулируют умственные способности как у пожилых людей, так и у школьников, что физкультура спасает от стресса, что даже недолгие физические упражнения помогают сосредоточиться на какой-то умственной задаче. Есть вполне убедительные объяснения того, как именно спорт помогает мозгу, начиная от простой стимуляции кровообращения и заканчивая особыми белковыми сигналами, которые работающие мышцы посылают мозгу. Исследований на эту тему чрезвычайно много.
Однако, как полагают сотрудники Университета Гранады, далеко не все подобные исследования достаточно надёжны, чтобы их выводам можно было верить. Как вообще изучают влияние спорта на мозг и на психику? Во-первых, тут можно поднять массив медицинских данных, собранные в течение многих лет и охватывающие большое число людей. В таких данных, среди прочего, есть информация об образе жизни и о том, как человек справлялся с тестами на память, на аналитические способности, на умение ориентироваться в пространстве и т. д. Но всегда остаётся вопрос, насколько точно мы оценили физическую активность того или иного человека, ведь приходится доверять его словам; кроме того, некоторые факторы, которые способны влиять на нашу «когнитивку», могут просто остаться за кадром.
Поэтому — во-вторых, — есть исследования другого рода, когда группу добровольцев специально просят активнее позаниматься физическими упражнениями, после чего их психологические тесты сравнивают с тестами тех, кто никакими упражнениями не занимался. Проще говоря, в этом случае мы ставим эксперимент, в котором точно контролируем условия, и точно знаем, кто в нём участвует — то есть мы знаем, насколько активны были эти люди до эксперимента, как они себя чувствовали, как чувствуют сейчас, есть или нет у них какие-то болезни, какие у них гены, в конце концов. По своему принципиальному устройству такие исследования будут более надёжны, если, конечно, их выполнять должным образом. Таких работ про спорт и мозг есть довольно много, и есть много обзоров, которые суммируют их данные. Можно попытаться выполнить так называемый зонтичный обзор, который оценивает взаимную согласованность и качество данных в обзорах разных уровней.
Именно это и проделали исследователи из Гранадского университета с коллегами из других научных центров Испании. В статье в Nature Human Behaviour они пишут, что среди клинических экспериментов, посвящённых влиянию спорта на мозг, буквально не найти таких, чьи результаты были бы вполне надёжны. Либо в них участвует слишком мало людей, либо дизайн исследования оказывается таков, что занимающиеся спортом не могут не получить преимущество в когнитивных тестах, либо итоговые результаты оказываются в значительной мере двусмысленными. Например, тех, кто позанимался физическими упражнениями, сравнивают с теми, кто буквально ничего не делал, и тогда получается, что физическая активность очень хорошо стимулирует когнитивные способности. Но вряд ли это корректное сравнение, всё-таки даже при офисной работе или удалённой работе обычный человек какую-то физическую активность проявляет. Конечно, есть такие люди, у которых день проходит между диваном и креслом. Однако если они вдруг займутся спортом, то непонятно, что именно пойдёт им на пользу: возвращение к обычной подвижности или всё-таки те физические упражнения, которые они выполняют сверх того.
В общем, авторы нового сверхобзора пришли к выводу, что если говорить об обычном здоровом человеке, то тут нет надёжных данных, что физкультура как-то помогает его мозгу. Дело именно в том, что нет надёжных данных, то есть нельзя говорить ни о том, что она помогает, ни о том, что она не помогает. Нужны более качественные исследования, причём хорошо бы, чтобы такие исследования длились подольше, а не несколько месяцев, как это часто бывает. Эффект от физической активности в нормальном мозге может проявиться лишь спустя год-два, а то и три.
Также ещё не надо забывать и об «исследованиях первого рода», о которых мы говорили выше — когда просто сравнивают накопленные медицинские данные очень большого числа людей. Подобные работы говорят в пользу того, что даже человеку с нормальной подвижностью какая-то дополнительная физкультура полезна в смысле настроения и умственных способностей. Наконец, есть ещё эксперименты с животными, которые, бегая регулярно в беличьем колесе, начинают лучше ориентироваться на местности и лучше сопротивляться психологическим стрессам. Но животные — это всё-таки животные; результаты «животных» экспериментов всегда желательно перепроверять в хорошо продуманных клинических исследованиях.