Материнская любовь борется в мозге с ненавистью к детям

Отношение самки к своим и чужим детёнышам зависит от двух мозговых центров, чьи нейроны взаимно подавляют друг друга.

Не всем животным свойственна родительская любовь, но уж птицы с млекопитающими точно заботятся о своём потомстве. Да что там говорить: млекопитающие вообще называются млекопитающими потому, что выкармливают детёнышей собственным молоком. Забота о потомстве настолько естественная вещь, что мы совсем не удивляемся, когда узнаём, что для неё в зверином мозге есть специальные нейронные центры, а в геноме есть специальная ДНК родительской любви.

Но те же звери нередко преднамеренно убивают детёнышей — не своих собственных, но своего вида. И это не какая-то патология или отклонение от нормы, это вполне естественное поведение, получившее даже специальное название — инфантицид. Он встречается у самых разных видов, от мышей до львов и шимпанзе. С эволюционной точки зрения такое поведение — способ обеспечить лучшую жизнь своим детям, ведь чужие дети для них будут прямыми конкурентами. Обычно про инфантицид говорят в связи с самцами: они действительно очень часто ведут себя агрессивно по отношению к чужим детёнышам, причём особенно агрессивными оказываются те, у которых своего потомства ещё не было (что вполне логично: для такого самца все детёныши на свете — чужие).

Но ровно такое же поведение нередко демонстрируют и самки. Например, среди нерожавших мышей буквально невозможно найти такую, которая не пыталась бы убить чужих мышат, если они попадутся ей на пути. При этом материнская любовь и ненависть к чужим детям не проявляются одновременно, то есть не бывает так, чтобы мышь заботилась о своих детёнышах и одновременно стремилась истребить соседских. Сотрудники Нью-йоркского университета предположили, что у самочьего инфантицида тоже есть свой нейронный механизм, и что материнское поведение и стремление уничтожать чужое потомство противостоят друг другу на уровне нейронных цепочек.

Заботу о потомстве обслуживают нейроны гипоталамуса, точнее, одной из его зон, которая называется медиальной преоптической областью. Известно, что в нервной системе есть нейроны, которые посылают другим нейронам возбуждающий сигнал, то есть нейроны-получатели начинают работать активнее, когда к ним приходят импульсы от возбуждающих нейронов. А есть нейроны подавляющие, ингибиторные: когда от них приходят импульсы в какую-то нейронную цепочку, то эта цепочка начинает работать слабее, активность её нейронов ингибируется. Клетки в медиальной преоптической области, которые непосредственно относятся к материнской заботе, как раз из вторых, то есть из ингибирующих нейронов. Исследователи решили узнать, кого они ингибируют.

Если искусственно стимулировать у самок нейроны «материнской зоны» в гипоталамусе, то можно увидеть, что они посылают свои сигналы в три нервных центра: рядом в соседнюю зону гипоталамуса, в миндалевидное тело (или в амигдалу — она обслуживает эмоции и, кроме того, выполняет ещё самую разную работу) и в так называемую терминальную полоску. Терминальной полоской называют участок мозга в амигдалоидной области, которая включает в себя собственно амигдалу и ряд других нервных центров. Во всех этих центрах сигналы из «материнской зоны» гипоталамуса подавляли активность местных нейронов. Наоборот, если эти центры специально стимулировали, самки начинали пренебрегать родительскими обязанностями и даже нападать на собственных детёнышей.

Сильнее всего агрессия к детёнышам просыпалась при стимуляции терминальной полоски, на ней и решили сосредоточиться. (Нужно уточнить, что речь идёт не о всей терминальной полоске, а лишь о некоторых нейронных ядрах в её составе.) В статье в Nature говорится, что «материнская зона» гипоталамуса и инфантицидные ядра терминальной полоски взаимно подавляют друг друга. То есть когда нейроны «материнской зоны» посылают сигналы, ядра полоски успокаиваются, и тем самым, очевидно, дают возможность нормально заботиться о детёнышах. Но если ядра терминальной полоски начнут активно слать сигналы в медиальную преоптическую зону гипоталамуса, то мышь забудет о материнском долге и преисполнится агрессией в адрес мышат. То есть поведение самки определяется балансом сигналов между зоной «материнской любви» и зоной «ненависти к детям». Когда у мыши появляются свои детёныши, баланс смещается в пользу зоны «материнской любви» — они становятся более активны, а нейроны инфантицида становятся менее активны. Возможно, так происходит под влиянием определённых гормонов и сигналов из других нейронных центров.

Может показаться неожиданным, что для такого «бесчеловечного» поведения есть специальный нейронный механизм — то есть естественный отбор явно благоприятствовал тому, чтобы у самок в определённых условиях просыпалась агрессия в адрес детёнышей своего вида. Но это для нас такое поведение бесчеловечно, а с точки зрения будущей матери, убивая чужой приплод, она уменьшает конкуренцию для собственного будущего потомства. Что до людей, то нужно учитывать, что наше поведение в очень, очень большой степени определяется как социокультурными рамками, так и личными меняющимися обстоятельствами. Слишком суровое обращение с детьми можно отнести на счёт каких-нибудь традиций, культурных или семейных, но, возможно, что вот у этой конкретной молодой мамы или школьной учительницы по какой-то органическо-генетической причине просто слишком активно работает терминальная полоска в голове.