Люди неолита чтили своих предков и были моногамны

По крайней мере, так делали семь поколений людей, живших на территории французской коммуны Гюржи более 6000 лет назад.

Благодаря работе археологов и антропологов мы довольно много знаем о материальной культуре древних людей: где они жили, какими орудиями пользовались, из какой посуды и что они ели, чем болели и как долго жили. Но помимо описания быта всегда было интересно узнать о самих людях: чем они жили, каким видели окружающий мир, как общались друг с другом. Хотя спросить об этом сейчас особо и не у кого — скелеты возрастом несколько тысяч лет обычно не очень многословны. Поэтому исследователям зачастую остаётся стоить только гипотезы о том, как было устроено древнее общество. И простор для «фантазии» часто велик: например, имела ли какая-нибудь фигурка из кости сакральное значение или же это была игрушка для детей? Однако благодаря современным методам исследований иногда получается «разговорить» даже тысячелетних скелетов!

Генеалогическое древо, составленное на основе ДНК анализа для большей из двух семей из общины Гюржи. Квадратами обозначены мужчины, кругами — женщины. Пустыми фигурами обозначены люди, захоронения которых либо отсутствуют, либо ДНК которых не позволило надёжно установить родственную связь. Рисунки людей, сделанные художником, отражают их возможные характерные черты, на основе генетических данных. Рисунки: Elena Plain / University of Bordeaux / PACEA. Схема: Maïté Rivollat et al, Nature, 2023.

В недавней статье в Nature учёные из Университета Бордо, Института эволюционной антропологии общества Макса Планка и ряда других научных центров рассказали о результатах исследования крупного неолитического захоронения, расположенного на территории французской коммуны Гюржи. В середине 2000-х археологи раскопали останки 128 человек, живших около 4850–4500 гг. до н. э., после чего за дело взялись палеогенетики. Им в итоге удалось прочитать ДНК у 94 человек, что позволило составить генеалогическое древо, а если точнее, то целых два для двух семей: одно включает 64 индивидуума из семи поколений, второе поменьше — 12 человек из пяти поколений. Само захоронение тоже имеет «семейный» характер: в нём практически отсутствуют перекрывающиеся погребения, т. е. каждая могила занимает своё место, а близкие родственники в основном похоронены близко друг к другу.

Выявленные благодаря анализу ДНК родственные связи показали весьма интересную структуру древней общины. Поколения живших в Гюржи людей связаны почти полностью через мужчин: сыновья оставались жить там же, где и родились, тогда как женщины преимущественно были из других поселений, причём они не были друг другу близкими родственниками, т. е. не принадлежали какой-то одной группе. Также как и женщины из Гюржи не оставались в своей общине, а в захоронении не прослеживаются материнские линии.

Антропологи также отметили довольно большое число взрослых сиблингов, т. е. детей одних родителей, доживших до репродуктивного возраста, что говорит о довольно неплохих и стабильных условиях жизни. Интересно и то, что неполнородных сиблингов, у которых общий только один родитель, в захоронении не оказалось вовсе. Это может указывать на то, что люди из Гюржи не практиковали не только полигамные отношения, но даже и серийную моногамию. Впрочем, здесь можно предложить и другое объяснение — что «бастардов» не хоронили на «семейном кладбище». В любом случае, вопросам родства и верности тогда явно уделялось много внимания.

Ещё один факт, указывающий на важность родственных связей общины из Гюржи — это захоронение «отца-основателя», мужчины из первого поколения. Изотопный анализ костей указывает на то, что он был родом из другой местности. Кроме того его погребение отличалось от всех остальных тем, что было вторичным и расположено на месте могилы женщины (её ДНК, к сожалению, извлечь не удалось). Вероятнее всего, останки мужчины были изъяты из другого захоронения и перенесены на новое, что говорит о его большой важности для членов общины.

Конечно, на основе одного, пусть и крупного захоронения будет неправильным делать выводы о культуре всех людей того периода и даже той территории. Пока неясно, насколько типичным был такой образ жизни: был ли он широко распространён или же, скорее, являлся исключением. По крайней мере, генетические свидетельства неолитического «многожёнства» в противовес моногамии тоже есть. Так что тут дело за составлением семейных древ для людей из других древних захоронений.