Медузы умеют учиться

Даже не имея никакого сложного мозга, медузы способны уловить взаимосвязь между раздражителями и приспособить собственное поведение под новые условия.

Медуза Tripedalia cystophora. (Фото: Jan Bielecki et al., PLOS ONE, 2014)

Медузы умеют спать – об этом несколько лет назад в Current Biology рассказывали сотрудники Калифорнийского технологического института, наблюдавшие за медузами рода Cassiopea. Сон медуз тем более удивителен, что их нервная система исключительно проста: у них нет ничего, что хотя бы отдалённо напоминало мозг, а всё, что есть, это нервное кольцо и скопления нервных клеток, которые связанные с органами равновесия и не слишком сложными глазами. Тем не менее, даже с такой неказистой нервной системой можно спать.

Более того, с ней можно учиться. Об обучающихся медузах говорится в статье, которую только что опубликовали в Current Biology исследователи из Копенгагенского университета и Университета Киля. Они экспериментировали с небольшой кубомедузой Tripedalia cystophora, вырастающей примерно до одного сантиметра в диаметре. T. cystophora плавает в водах Карибского моря, заходя в мангровые лагуны, где ищет мелких ракообразных себе на поживу.

Ориентироваться в мутных водах мангровых лагун медузе помогают те самые простые глаза, которые сидят на особых выступах на теле. Этих выступов, называемых ропалиями, у каждой медузы четыре, у каждой ропалии есть шесть глазков и около тысячи нейронов. Глазки не видят окружающие предметы во всех деталях, но чувствуют контраст. Чем ближе предмет, тем более чётко, более контрастно он выглядит. И тут многое зависит от воды: в чистой воде лишь сравнительно отдалённые объекты будут неконтрастными, в мутной же воде даже то, что находится рядом, будет казаться очень размытым.

Вода в лагунах в зависимости от приливов и отливов, размножения водорослей, дождей и т. д. может делаться более прозрачной или более мутной. Исследователей интересовало, способны ли медузы понимать, что нечёткий предмет может вдруг оказаться очень близко. В эксперименте двенадцать медуз сажали в аквариум с полосатыми чёрно-белыми стенками. Полосы можно было делать более резкими и менее резкими. Когда полосы становились менее резкими, медузы поначалу слишком близко подплывали к стенкам аквариума и даже бились об них, так сказать, лбами. Но буквально через несколько минут они понимали, в чём дело, и переставали подплывать близко к стенкам, а число столкновений уменьшилось в среднем с 1,8 в минуту до 0,78 в минуту.

Исследователи также поставили опыт с отдельно взятой ропалией. Этому органу чувств вместе с нейронным ганглием показывали размытые полосы и одновременно через электрод подавали электрический импульс, который выглядел так, как будто медуза столкнулась с препятствием. И если поначалу нейроны ропалии никак не реагировали на размытые полосы, то после псвевдостолкновений они начинали на них реагировать – они генерировали импульсы, которые должны понуждать медузу изменить курс и уйти от столкновения.

Получается, что, как сама медуза, так и отдельный кусок её нервной системы вполне способен выучить, что обстоятельства изменились, способен сопоставить разные раздражители и сделать из них простой вывод. Даже такая не слишком сложная, мягко говоря, нервная система вполне способна учиться. Тут ещё не стоит забывать, что ропалий у медузы T. cystophora не одна, а четыре, и, может, все вместе они позволяют ей выполнять и более сложные вещи.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее