№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Как обоняние влияет на зрение

Наше восприятие цвета меняется в зависимости от запахов, которые чувствует наш нос.

(Фото: Battlecreek Coffee Roasters / Unsplash.com

Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание – разные чувства, со своими специальными органами и рецепторами. Но сигналы от рецепторов и органов вместе стекаются в мозг, который лепит из них единую картину окружающего мира. И вот в рамках этой единой картины мира чувства могут влиять одно на другое. Речь не о синестезии, когда человек, например, видит музыку как цветовые пятна, или полосы, или волны – синестезия достаточно редкий феномен (хотя вроде бы ей можно научить). Нет, речь идёт об обычных людях, у которых обоняние влияет на зрение, зрение на слух, а слух на вкус.

Например, мы как-то писали, что шум портит вкус еды, и что у людей с плохим зрением слух может как улучшаться, так и ухудшаться. Насчёт обоняния и зрения тоже есть исследования, вроде того, что было недавно опубликовано в Frontiers in Psychology. В нём сотрудники Ливерпульского университета и Кембриджского университета описывают эксперимент с двадцатью четырьмя мужчинами и женщинами от 20 до 57 лет. Накануне их просили избавиться от каких-либо запахов на теле; сам эксперимент ставили в комнате без каких-либо определённых сенсорных стимулов. Через какое-то время  комната наполнялась на пять минут каким-то запахом – это был запах карамели, или вишни, или кофе, или лимона, или мяты; был вариант и вовсе без запаха, точнее, с «запахом чистой воды». Каждый запах повторялся пять раз.

В комнате был экран, на котором высвечивался квадрат произвольного цвета. Квадрат нужно было привести к серому цвету, манипулируя цветовыми настройками – так, как это делается в графических редакторах. В распоряжении у участников эксперимента было две шкалы, от жёлтого до синего и от зелёного до красного. Меняя с помощью двух шкал оттенки цвета, можно было довести квадрат до серого состояния. Вокруг между тем витал какой-то запах. И вот оказалось, что представления о сером цвете меняются в зависимости от того, что чует нос. В кофейной и вишнёвой атмосфере подопытные оставляли квадрат с явными красными и тёмно-коричневыми оттенками, хотя им самим он казался уже обычным серым. На фоне карамельного запаха «серый» квадрат оказывался желтовато-коричневым, на фоне лимона – желтовато-зелёным. Мята делала серый красноватым и коричневатым. И только с нейтральным запахом воды серый становился истинным серым.

Само направление цветовых отклонений не слишком удивительно: в конце концов, лимоны мы чаще видим жёлтыми и зелёными, про вишню мы знаем, что она красная, кофе и карамель – жёлтые, бурые, коричневатые и т. д.; только мята выбивается здесь из цепочки очевидных цветовых ассоциаций. Тем не менее, любопытным оказывается сам факт, что обонятельные ощущения влияют на зрение. Было бы интересно поставить такой же эксперимент и с другими запахами, в том числе гораздо менее приятными и которые не несут с собой явных цветовых ассоциаций.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее