Младенцы учат язык в стихах и песнях
Мозг новорождённых старается в первую очередь следить за ритмом речи, чтобы на ритм потом нанизывать отдельные речевые звуки.
Что значит научиться говорить? Это значит выучить отдельные звуки, и понять, как отдельные звуки соединяются в слова, которые что-то обозначают. Ещё нужно понять, как слова складываются в предложения, и как различить отдельные слова в предложениях. Тут можно вспомнить про грамматику, но когда маленькие дети учатся говорить, они учатся не с учебником в руках, они просто слушают взрослых и самих себя.
Сотрудники Кембриджского университета и Тринити-колледжа Дублинского университета описывают в двух недавних статьях языковые эксперименты с младенцами. Полсотни детей смотрели видео, на котором учитель начальной школы пел разные детские песенки. Дети смотрели это видео несколько раз в первый год жизни. Одновременно за активностью их мозга наблюдали с помощью электроэнцефалографии. Обработав ЭЭГ-данные с помощью специального алгоритма, можно определить, как мозг реагирует на разные особенности звучащей речи.
Оказалось, что на отдельные речевые звуки мозг настраивается постепенно, начиная с носовых и губных согласных. Заметно быстрее, чем звучание отдельных звуков, мозг усваивает ритмическую информацию – повышение и понижение интонации во фразе, ударения и акценты. Усваивание речевого ритма идёт вовсю уже у двухмесячных младенцев. Это выглядит парадоксом – как можно учить ударения, ещё не умея хорошо распознавать отдельные фонемы, однако, по словам исследователей, именно понимание ритма создаёт в детском мозге каркас, на который нарастает фонетическая информация. Чувство ритма помогает, в частности, слышать, где заканчивается одно слово и начинается другое, а ведь это одна из самых больших проблем при изучении языка, что у детей, что у взрослых.
Ритм есть в любой речи, но в стихах и песнях его больше всего. Поэтому детям особенно полезно слушать детские стишки и колыбельные – с их помощью они быстрее поймут ритмическую структуру речи. Языковой прогресс, как показали эксперименты, зависит от того, как младенческий мозг осваивает речевой ритм. Возможно, благодаря новым результатам появятся новые педагогические методики – с использованием стихов и песен – которые позволят детям усваивать язык ещё быстрее и лучше, в том числе и тем детям, которым не повезло родиться с какими-нибудь особенностями нервной системы.