Молоко против диабета

Молоко снижает вероятность диабета у людей с непереносимостью лактозы.

Лактоза – главный углевод молока. В кишечнике она расщепляется ферментом лактазой на два простых углевода, глюкозу и галактозу, которые всасываются кишечным эпителием. Но расщепляется она у тех, у кого работает ген лактазы. В детстве он работает у всех, но у многих по мере взросления перестаёт – про таких людей говорят, что у них неперсистентность лактазы. Если лактаза не работает, лактоза не расщепляется, а это нередко приводит к более или менее тяжёлым расстройствам пищеварения – и тогда говорят о непереносимости лактозы. То есть неперсистентность лактазы приводит к непереносимости лактозы, хотя и не всегда. Непереносимость может быть сильнее или слабее, люди с непереносимостью лактозы вполне могут есть кисломолочные продукты, вроде творога и сыра, в которых лактозы мало, но в целом непереносимость лактозы кажется неудобством.

Однако у неё есть свои плюсы, как пишут в Nature Metabolism Цибинь Ци (Qibin Qi) и его коллеги из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна. Они сопоставили геномы примерно 12 тыс. человек с их медицинской историей и потреблением молока. Оказалось, что у тех, у кого по генам видна неперсистентность лактазы и кто, тем не менее, всё же регулярно пьёт молоко, на 30% реже болеют диабетом второго типа. (Исследователи оценивали именно неперсистентность лактазы, а не непереносимость лактозы, в связи с чем нам и пришлось поговорить о различении двух терминов.)

Как нерасщепляемая лактоза из молока помогает противостоять диабету? У людей с неработающей лактазой меняется кишечная микрофлора: каких-то видов бактерий становится больше, а каких-то меньше. Очевидно, больше становится тех, которые могут что-то делать с целой лактозой из молока. Бактерии же выделяют в кишечник много разных веществ, которые влияют на нашу физиологию. Известно, что некоторые микробы положительно влияют на наш обмен веществ, понижая сахар в крови, уменьшая вероятность ожирения, атеросклероза и пр. Исследователи полагают, что вероятность диабета у людей с неработающей лактазой понижается благодаря микробам, которые любят молоко. Но чтобы микробы понизили вероятность диабета, сам человек должен это молоко пить.

Нерасщепляющаяся лактоза в кишечнике не всегда приводит к таким уж сильным отравлениям; кроме того, микрофлора, вероятно, может смягчать её непереносимость. Связь «молочных» бактерий с молоком и пониженной вероятностью диабета надо будет ещё специально проверять. Но, возможно, молоко действительно станет антидиабетическим продуктом – только пить его должен будет человек с неработающей лактазой и соответствующими бактериями в кишечнике. Кстати, мы как-то писали о том, что связи между молоком и диабетом остаются неоднозначными и двусмысленными, несмотря на все исследовательские усилия: в одних работах молоко как будто вело к диабету, в других – защищало от него. Возможно, новые геномно-микрофлорные результаты окончательно этот вопрос прояснят.