№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Беременность заставляет стареть

…но после родов можно помолодеть обратно.

Как бы будущие мамы ни радовались своей беременности, это всё-таки ощутимая встряска для организма, и даже, не побоимся этого слова, стресс: не зря же беременность порой проходит с заметными осложнениями вплоть до преэклампсии и так называемого диабета беременных. Но даже если нет очевидных осложнений, физиологическое напряжение так или иначе сказывается, в том числе и на биологических часах.

Сотрудники Йельского университета анализировали возрастные эпигенетические метки в клетках крови у 119 женщин на разных этапах беременности. Эпигенетические метки – это особые химические группы, которые появляются либо на самой ДНК, либо на белках-гистонах, которые работают упаковщиками ДНК. Не вдаваясь в молекулярные подробности, можно сказать, что эпигенетические метки либо открывают ДНК для считывания генетической информации, либо закрывают. Иными словами, они изменяют активность генов, причём изменяют надолго, чтобы генетическая активность соответствовала длительным условиям среды.

С возрастом метки перестраиваются, и по их рисунку можно понять, насколько быстро стареет организм. Неблагоприятные условия ускоряют старение, что можно увидеть по индивидуальной эпигенетике. При этом нужно помнить, что метки не просто отражают текущую ситуацию, они настраивают гены на определённую активность. То есть возрастные эпигенетические метки заставляют гены работать «по-пожилому». Так что метки оказываются не только признаком старения, но и его причиной.

В случае с беременными оценивали изменения в эпигенетических метильных метках, которые садятся прямо на молекулы ДНК. В статье в Cell Metabolism говорится, что, узор метильных меток на ДНК в период беременности выглядел так, как если бы женщине было на 1–2 года больше, чем должно было быть без беременности. Однако через три месяца после родов всё менялось в обратную сторону – женщины оказывались на 3–8 лет моложе, чем в начале беременности (по крайней мере, некоторые из женщин: после беременности эпигенетические часы анализировали не у всех 119, а только у 68 из них). Разброс цифр связан как с алгоритмами расчёта биологического возраста, так и с индивидуальным состоянием молодых мам: те, у кого перед беременностью был небольшой лишний вес, молодели слабее, те, кто начал кормить грудью – сильнее.

То, что рисунок эпигенетических меток может омолодиться, на самом деле не такая уж новость: в прошлом году мы писали о том, что стресс старит эпигенетику, но когда стресс уходит, эпигенетика становится моложе. Стресс в том исследовании был разный по происхождению, среди прочего там речь шла и о беременности тоже. Однако не стоит забывать, что в данном случае мы говорим не о старении в целом, а об эпигенетических признаках старения: у женщин смотрели, грубо говоря, не на седину и не на морщины, а на метильные группы, которые становилось больше или меньше, которые располагались на ДНК так или иначе. Насколько связанные с беременностью и родами эпигенетические перестройки влияют на здоровье, сказать пока трудно. Наверняка какое-то влияние есть, но оно может быть большим или небольшим, а эпигенетические факторы могут действовать только в сочетании с какими-то другими факторами, и т. д.

Несколько лет назад мы писали о другой работе, тоже связанной с беременностью и старением. Тогда авторы статьи в Scientific Reports пришли к выводу, что организм стареет относительно быстро у тех, кто не рожал вообще, или родил 1–2 детей, или родил пятерых детей и больше. Те, кто родил 3–4 детей, старели медленнее. Однако разница в старении становилась видна только с наступлением менопаузы. Кроме того, те, у кого были дети (всё равно, сколько), с большей вероятностью умирали от диабета, болезней почек и осложнений, связанных с повышенным давлением. Как можно понять, исследователи анализировали полные медицинские истории. Биологический же возраст оценивали не по эпигенетическим меткам, а по биохимическим и клеточным показателям: по уровню одного из воспалительных белков в крови, по числу иммунных клеток и пр. То есть, как видим, многое зависит от того, какие признаки старения мы берём в расчёт. Возможно, что в следующих исследованиях с большим числом участниц можно будет согласовать разные признаки биологического возраста и разные факторы, которые на него влияют – по крайней мере, в том, что касается женщин и беременности.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее