Некрополь Нарбонны рассказал о погребальных обрядах римской Галлии
Могильник сохранился в идеальном состоянии, так как был «запечатан» толстым слоем ила, который принесла река Од.
Во время раскопок римского некрополя у Нарбонны (Франция) археологам удалось проследить такие черты погребального обряда, которые обычно не удаётся зафиксировать из-за плохой сохранности (или удаётся лишь отчасти). Здесь же помог счастливый случай: могильник оказался законсервирован илами реки Од, которая протекает рядом и периодически затапливает памятник. Благодаря этому исследователи, например, обнаружили участки некрополя, которые были огорожены и, видимо, отличались по обряду, описали специальные конструкции для поминальных возлияний, выявили остатки погребальной пищи и т.д. И конечно, могильник такой хорошей сохранности принёс множество находок.
Некрополь Ла Робин (La Robine) находится на расстоянии около 800 м от древнего города Нарбо Марциус, к которому он и относится. Этот город был первой римской колонией в Галлии, её основали в 118 г. до н. э. Тогда она находилась на берегу моря, а ещё там находился перекрёсток двух стратегических важных дорог из Рима – в Испанию и к Атлантике. Первоначально в колонии селились римские ветераны, в том числе из легионов Юлия Цезаря. В 22 г. до н. э. город становится столицей провинции Нарбонская Галлия. В I–III вв. он был довольно крупным центром, в котором жили около 35 тысяч человек. В 436 г. в битве при Нарбонне римляне разгромили вестготов. В дальнейшем город играл заметную роль в истории южной Франции. Сейчас это крупный транспортный и туристический центр.
Некрополь Ла Робин исследовался с 2017 по 2020 гг., но из-за большого объёма раскопок более или менее подробные их результаты удалось представить только сейчас. Исследователи вскрыли почти 5 тысяч квадратных метров, на этой территории располагалось 1430 погребений и 450 других погребально-поминальных конструкций. Могильник использовался в период с I до начала III вв. Раскопки проводил французский Национальный институт охранных археологических исследований (Institut National de Recherches Archéologiques Preventives, INRAP).
Как уже отмечалось, на некрополе удалось проследить отдельные участки – они отделены друг от друга каменными стенами или дорогами. Хорошая сохранность позволила не только зафиксировать сам факт деления на участки, но и установить, как они менялись с течением времени: границы двигались, участки объединялись или разделялись. В некоторые ограды вставлялись мраморные таблички с эпитафиями, и судя по именам в этих надписях, на некрополе хоронили представителей плебса, в том числе вольноотпущенников италийского происхождения.
Подавляющее большинство захоронений совершены по обряду кремации (1166 погребений). Исследователи зафиксировали, что вес и объём останков зависит от того, на каком участке некрополя был похоронен человек. Это значит, что погребальные костры для каждого участка как-то различались. Есть и различия по возрасту: сожжённый прах взрослых помещали в деревянные гробы, а останки детей – в сосуды. Погребений по обряду ингумации сравнительно немного – 266, половина из них – детские.
Ещё одна редкая особенность обрядов, которую проследили в Ла Робине, – специальные конструкции для возлияний. Они представляли собой что-то вроде труб, которые устанавливали над могилами. Такие «трубы» часто складывали из фрагментов амфор, через них жидкие приношения могли попасть максимально близко к останкам усопшего. Исследователи считают, что такие возлияния жители Нарбонны могли совершать во время поминальных дней. Например, такой ритуал мог быть часть праздника паренталия – он был посвящён памяти усопших, длился девять дней и отмечался каждый год (в феврале). В Ла Робине также открыли остатки помещений с каменными ложами, в которых могли проходить поминальные пиры, в том числе во время паренталии.
Во всех погребениях, независимо от обряда, были дары: сосуды для питья, благовоний или мазей, светильники. Иногда они намеренно повреждены или перевёрнуты вверх дном. При этом множество предметов помещали в могилы нетронутыми: керамическую парадную посуду и амфоры, стеклянные сосуды, монеты, украшения, декоративные изделия из кости и металла, амулеты, зубы животных, колокольчики и фаллические подвески. В кремациях сохранились и остатки еды, которую давали усопшему в дальний путь. В основном, это растительная пища: финики, инжир, злаковые, хлеб.
По материалам The History Blog.