В Суздале нашли печати Долгорукого и нотариуса времён Мономаха
Для города это довольно редкие находки – до этого такие свинцовые буллы в нём находили всего четыре раза.
Археологи обнаружили в суздальском кремле печать нотаря (нотариуса) Григория, который жил во времена Владимира Мономаха, а за городскими валами – печать Юрия Долгорукого, сына этого князя. Этими свинцовыми буллами скрепляли официальные документы. Из некоторых городов (Новгород, Псков) происходят сотни подобных печатей, в Суздале до нынешних новостей были известны только четыре печати. О находке сообщает сайт Института археологии РАН (ИА РАН), экспедиция которого проводила раскопки.
На одной стороне печати Долгорукого изображён святой Георгий, а на другой – двузубец. Двузубцы использовали только представители рода Рюриковичей, но у каждого он немного отличался. Поскольку представителей было много, далеко не все из двузубцев идентифицированы, но знак Юрия Владимировича – исключение. Его символ имел отрог на левом зубце. И именно он обозначен на новонайденной печати. Святой Георгий был покровителем князя. На булле из Суздаля он показан погрудно, с копьём и щитом. Голову святого окружает нимб из точек, справа и слева от него поделённая на двое надпись: «ГЕ ОР».
Всего таких печатей Юрия Долгорукого известно восемь (включая описанную находку). Они происходят из Новгорода (1 шт.), из Южной Руси (4), из Северо-Восточной Руси (3).
Княжескую буллу нашли на юго-восточной окраине Суздаля, за пределами вала Окольного города. Печать лежала в слое второй половины XII – первой половины XIII вв. вместе с другими неординарными находками: торговыми пломбами, ювелирной матрицей, книжной застёжкой и редким нательным крестом. Никаких построек в раскопе не было (он небольшой, около 130 кв. м), но археологи считают, что им попался незастроенный участок какой-то нерядовой усадьбы. Ранее похожие редкие вещи находили и на других окраинных участках Суздаля. Это значит, что там тоже могли располагаться усадьбы знати.
На печати из кремля с одной стороны изображена погрудно Богоматерь Оранта («Молящаяся»), а с другой находится надпись. Богоматерь показана с поднятыми в молитве руками, голова и плечи покрыты накидкой, запахнутой на груди. Надпись на оборотной стороне – греческая, она переводится как «Богородица, помоги рабу твоему Григорию нотарю». И надпись, и изображение обведены точечной рамкой.
Печати нотарей хорошо известны в Византии, там они занимались оформлением различных документов: завещаний, дарственных, брачных обязательств, о покупках или продажах и т.д. На Руси сведений о них почти нет, но можно предполагать необходимость в таких специалистах хотя бы по большому количеству свинцовых печатей (которое
Если прибавить суздальскую находку, то общее количество известных печатей Григория-нотаря составит 12. География их довольно разнообразна: пять таких печатей – из Южной Руси, две из западнорусских земель, три из центральной части Ростово-Суздальской земли, одна из района Белоозера, одна из окрестностей Торжка. Такая широта и изображение Богоматери даёт право думать, что Григорий состоял на службе у крупного церковного иерарха, может быть, и у киевского митрополита. И действительно, на древнерусских печатях такие изображения обычно указывают на связь с церковью, но Григорий, как считают исследователи, был выходцем из Византии, а там Богоматерь Оранту изображали и на светских буллах. При этом, судя по ошибкам в греческом тексте и некоторым чертам рисунка, выдающим непрофессионализм, матрицу для печатей сделали на Руси, а не в Византии.
Аналогии из империи датируются XI в. Обстоятельства обнаружения к этому, увы, мало что добавляют – печать нотаря происходит из переотложенного культурного слоя (так называют слой, сильно повреждённый и перемещённый, в котором могут быть перемешаны находки разного времени). Нашли печать во время наблюдений за земляными работами в Кремлёвском парке (северная часть суздальского кремля).