№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Куда пропали жители острова Пасхи?

Новое генетическое исследование ставят под сомнение гипотезу «экоцида» на острове.

Фото: Mike Seager Thomas/Flickr.com, CC BY-NC-ND 2.0

Остров Пасхи или Рапануи – одно из самых удалённых от цивилизации мест: до ближайшего населённого острова от него плыть около двух тысяч километров на запад, а до южно-американского побережья и того больше – 3.5 тысячи километров на восток. Тем не менее, этот клочок суши в 1200-х годах был заселён полинезийскими мореплавателями, активно покорявшими тихоокеанские просторы. И жили они там и почти не тужили, расставляли по берегу своих знаменитых каменных истуканов, пока в 1722 году остров не «открыли» уже европейские мореплаватели. После этого рапануйцы познали (исключительно в роли товара) все «прелести» работорговли, познакомились с разнообразием болезней Старого света, столкнулись с голодом, и к 1877 году на острове осталось немногим больше сотни несчастных аборигенных жителей. Но сколько человек населяло остров, когда там всё было ещё не так плохо?

На этот счёт существовала гипотеза, что к моменту открытия острова европейцами население Рапануи находилось в «демографической яме» уже давно и глубоко, а общая численность жителей острова упала до 2-3 тысячи человек. Причиной этого считалась экологическая катастрофа, которую неразумные рапануйцы устроили сами себе – вырубили практически все леса, истребили местную фауну, лишив себя источников пропитания и строительных материалов. Катастрофа случилась примерно в самом начале XVII века, то есть примерно за полтора столетия до принудительного выхода из «самоизоляции». Это повлекло за собой резкое снижение численности население, утерю мореплавательных навыков и деградацию общества, которое в период своего расцвета могло насчитывать порядка 15 тысяч человек. Однако, как пишет в Nature группа исследователей, всё могло быть совсем не так.

Учёные провели генетический анализ останков 15 коренных жителей острова, которые ещё в XIX веке оказались в коллекциях нескольких французских музеев. Целью исследователей было найти ответы на два вопроса: проходила ли популяция острова через так называемое бутылочное горлышко, иными словами – были ли резкие сокращения её численности, и второе – были ли контакты населения острова с аборигенными жителями Америк. Предыдущие генетические исследования на более ограниченном генетическом материале не давали однозначного ответа на возможность таких контактов – по одним данным, у рапануйцев была индейская ДНК, по другим – не была или появилась уже после контактов с европейцами. В этот раз исследователи смогли показать, что между рапануйцами и индейцами действительно были контакты, которые произошли где-то в первые два столетия после заселения острова Пасхи. То есть полинезийцы не остановились только на острове, что в принципе логично, а продолжили покорять просторы Тихого океана, добрались до побережья Южной Америки и вернулись обратно на родной остров вместе с «гостями» из-за океана, которые оставили свой вклад в местный генофонд.

Что же касается численности рапануйцев, генетикам не удалось найти маркеров резкого снижения численности популяции. Даже наоборот, население острова было стабильным по численности и даже медленно росло (останки принадлежали людям, умершим после 1600 года, т.е. в период уже после «экологической катастрофы»). Авторы работы подчёркивают, что их исследование не опровергает факт кардинального изменения экосистемы острова, произошедшего в XVII веке. Оно однозначно было, и полинезийцы действительно не очень заботились о сохранении неприкосновенной природы острова. Однако это не привело к социальной катастрофе, последующему вымиранию населения и разложению его культуры. Экоцид они сами себе не устраивали. Скорее всего, жители смогли довольно эффективно перестроить свой быт в соответствии с новыми условиями, сохранив рождаемость и смертность на постоянном уровне. Кстати, к похожему выводу недавно пришла другая группа исследователей, изучавшая остатки сельскохозяйственной деятельности ранних рапануйцев, и пришедшая к выводу, что они весьма умело использовали ограниченность ресурсов, разрабатывая сложные сельскохозяйственные технологии. Так что весьма вероятно, что вместо примера раннего экоцида, остров Пасхи может быть образцом того, как древние сообщества адаптировались к сложным меняющимся условиям. И что вина за гибель населения острова лежит вовсе не на самом населении…

Автор: Максим Абаев


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее