№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Венецианский лев оказался китайским

Одна из самых знаменитых статуй Венеции, скорее всего, была отлита в VII–VIII веках в китайской империи Тан.

Статуя крылатого льва, которая стоит на площади Святого Марка в Венеции и является символом города, была сделана в Китае. К такому выводу пришла группа исследователей из Падуанского университета, Университета Ка-Фоскари и Международной ассоциации изучения Средиземноморья и Востока. В последний раз статую подробно исследовали в 1980-х годах, и тогда посчитали, что её изготовили в Анатолии, в IV в. до н. э.

Главный довод новой работы – анализ бронзы. Судя по изотопам свинца, который входил в состав сплава, этот металл происходит из шахт нижней Янцзы (юго-восточный Китай). Опираясь на эти детали, исследователи нашли аналогии льву в скульптурах династии Тан (618-907 годы).

Похожие статуи в империи Тан охраняли гробницы, обычно их размещали рядом со входом. Это были фантастические звери, которые должны были охранять души умерших и отпугивать злых духов. У льва из Венеции такие же, как у них, широкие ноздри, направленные вверх усы, широко открытая пасть с клыками, выступающие брови. У китайских фигур на таких бровях размещали рога, на венецианской скульптуре сохранились спилы в этом месте. Похоже, что и уши льва подрезали, так как у китайских «коллег» они более вытянутые и заострённые. Есть аналогии и в изображении груди и гривы.

Предполагается, что лев попал в Европу по Великому Шёлковому пути, через Индию и Афганистан, который как раз был очень активным в период династии Тан. Но прямых письменных источников об этом нет. В конце XIII века обо льве сообщает Марко Поло, но к тому времени скульптура уже была установлена на колонне, и нуждалась в реставрации, а значит, находилась там как минимум несколько десятилетий.

Лев весит около 3 тонн и в длину достигает примерно 4 метров, так что его, скорее всего, доставляли в разобранном виде. Исследователи зафиксировали, что скульптуру собирали в несколько этапов – их было пять или шесть.

По материалам The History Blog и Падуанского университета.


Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее