№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В Новгороде нашли клад первых десятилетий жизни города

Клад из 1800 монет нашли на раскопках перед строительством частного дома.

Драхма Хосрова II, денарий Оттона I и милиарисий Цимисхия. Фото: сайт ИА РАН.
Большие дирхамы с широким полем последней четверти X в. и саманидский дирхам 973/974 г. Фото: сайт ИА РАН.
Яма, в которой нашли клад. Фото: сайт ИА РАН.
Подвески. Фото: сайт ИА РАН.
Крест «скандинавского типа». Фото: сайт ИА РАН.

В Великом Новгороде нашли один из самых ранних кладов – он датируется второй половиной 970-х годов. Среди древнейших кладов города он ещё и самый крупный – в нём около 1800 монет и более 80 украшений из этого металла, общий вес предметов – около 3 килограммов. О находке сообщается на сайте Института археологии (ИА) РАН

Сотрудники этого института проводили раскопки на Воздвиженской улице (Софийская сторона), на одном из частных участков. Его владельцы решили строить дом и профинансировали археологические работы на месте будущей стройки. Археологи исследовали небольшую площадь – 132 квадратных метра, но толщина культурного слоя составляла около 5 метров. В XII–XV вв. это была центральна часть городской усадьбы, судя по находкам, не рядовой.

Клад нашли уже в конце раскопок, когда археологи вышли на материк – слой глины, не затронутый человеком. В нём была ямка, в которой и находились монеты. Целых монет около 500, остальные фрагментированы. Наиболее ранняя целая монета – это сасанидская  драхма Хосрова II (591–628), наиболее поздняя – саманидская  Мансура б. Нуха (974/975). Саманидской чеканке принадлежит большинство монет комплекса, но есть дирхамы различных правителей Арабского халифата, денежные знаки из Волжской Булгарии, германский денарий императора Оттона I  (936–973) и девять византийских милиарисиев:  Константина VII Порфирогенета (945–959) и Иоанна Цимисхия  (969–976).

К сасанидской драхме, германскому денарию и монетам Константина VII приделаны ушки, а значит, эти денежные знаки использовали в Новгороде как украшения-привески. Есть такие ушки и у некоторых более поздних монет. На других видны граффити. Самое примечательное из них – это молот Тора на саманидском дирхаме 939/940 года.

Кроме монет и привесок из них, в кладе были и восемьдесят три украшения. Большая часть из них – из серебра: перстень, височное кольцо, пуговицы, крест, лунницы, подвески, бусины. Многие из них украшены зернью. Ещё девять бусин сделаны из стекла (большинство – в технике миллефиори, а одна – хрустальная.

Археологи считают, что украшения клада – это остатки двух или трёх ожерелий. На многих бусинах есть потёртости (следы использования), а на некоторых – ремонта. Состав клада отличается от тех, что обычно оставляют ювелиры – со слитками и ломом, так что это, скорее всего, семейное «сокровище».

У украшений клада есть аналогии в комплексах из Новгородской области, Гнёздово, Скандинавии. Крест относится к типу «скандинавских» – это один из самых ранних предметов христианского культа на Руси. Датированных находок таких крестов не очень много, новгородская – одна из древнейших. Похоже, что это след проникновения христианства в Новгород ещё до «официального» крещения Руси.

Как ожидается, после полного изучения клада он добавит новые сведения о жизни Новгорода в первые десятилетия после основания – о торговле, денежном обращении, костюме и т.д.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее