№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В Адыгее нашли погребение участника «киммерийских» походов

На его черепе сохранились следы зажившего перелома, мужчину похоронили со «статусным» топором-скипетром и лощадью.

Находки из погребения: 1 – оселок, 2 – топор-скипетр, 3 – фибула, 4 – кремневая пластина, 5 – наконечник копья, 6 – удила, 7 – псалии, 8-12 – уздечные бляшки; 13 – лунница.
Материал: 1 – песчаник, 2, 3, 6–13 – бронза, 4 – кремень, 5 – железо.
Изображение (здесь и далее): В.Р. Эрлих и др. / Древности Кубани
Рисунки бронзовых находок: 1 – топор-скипетр, 2 – фибула, 3 – удила, 4 – псалии, 5–9 – уздечные бляшки, 10 – лунница.
 Нижний уровень расчистки погребения.
План кургана, который перекрыл более раннее «киммерийское» погребение. Оно обозначено как «П. 1».

Во время исследования кургана Азишский-98 в предгорьях Адыгеи археологи обнаружили погребение, в котором похоронен пожилой мужчина со следами зажившего перелома на черепе, «статусным» оружием и конём. Оно датируется концом VIII века до н.э. – временем походов киммерийцев в Закавказье и Переднюю Азию. Об открытии сообщается в статье группы исследователей, которая опубликована в новом выпуске сборника «Древности Кубани».

Погребение обнаружили под более поздним курганом скифского времени – он перекрыл небольшую каменную наброску предскифского («киммерийского») времени. Погребённого уложили на спину в неглубокую яму, его руки были согнуты в локтях и прижаты к груди. В целом кости сохранились плохо, но по ним удалось установить пол и возраст – погребённый был мужчиной старше 55 лет. По меркам антропологии (да и того времени) его можно назвать пожилым. На левой теменной кости оказался след вдавленного перелома (диаметр около 2,5 см). Перелом зажил, следов воспалительного процесса нет; это говорит о том, что травму мужчина получил задолго до смерти.

В могиле также нашли бронзовый топор-скипетр, железный наконечник копья, уздечный набор, бронзовую фибулу, оселок, кремневую пластину, а также две лепных корчаги. У восточного края могилы лежали останки лошади, её тушу при погребении разделили на две части. Судя по следам на зубах, лошадь была ездовой или тягловой.

Среди находок, пожалуй, наиболее интересен топор-скипетр – у него грибовидный обушок и лезвие, закруглённое в нижней части, как клюв у хищной птицы. Проух украшен композициями из спиральных знаков. Все аналогии этому «птицеголовому» топору происходят с территории Северного Кавказа; считается, что в сообществах того времени это было не только оружие ближнего боя, но и статусный предмет, возможно, атрибут военачальника.

У элементов конской упряжи из «азишского» погребения есть аналогии среди находок из памятников «классического» новочеркасского периода. Памятники этого типа, как считают многие авторы, можно соотносить с участниками «киммерийских походов», известных по письменным источникам. Одна из корчаг (с сосцевидными налепами) находит предскифские и раннескифские параллели.

Очень любопытна фибула – она «колхидского» облика, то есть попала к погребённому воину из Закавказья. Эта застёжка могла быть «трофейной» – датировка погребения близка к 715–714 годам до н.э., когда, по письменным источникам, киммерийцы впервые вторгаются в Закавказье – они побеждают урартского царя, и вторгаются на территорию этого государства. Примечательно, что само погребение находится на хребте Азиш-тау, который расположен на пути к перевалам, ведущим в Закавказье.

В VII в. до н.э. киммерийцы совершают множество походов в Переднюю Азию, воюют с Ассирией, Фригией, Лидией, нападают на греческие горда эгейского побережья. Лишь в конце столетия их разгромили в Малой Азии – сначала скифы, а потом лидийцы, после чего походы прекратились. Киммерийцы фигурируют в аккадских письменных источниках (современных набегам), в античных (в частности, у Геродота и более поздних), дважды упоминаются в Библии.

Соотнести киммерийцев с археологическими свидетельствами довольно сложно – и из-за сложности этнокультурных процессов, и из-за трудностей интерпретации материальных следов, которые оставляют кочевники (от них сохраняются, в основном, погребениям, их не очень много). По одной версии, «киммерийцев» письменных источников следует соотносить с носителями раннескифской культуры, по другой – с более ранними памятниками новочеркасского типа. Впрочем, для последних характерны как раз определённые новации в вооружении и конском снаряжении, которые кочевники могли заимствовать во время походов в Закавказье или Переднюю Азию (бронзовые чешуйчатые панцири и шлемы «ассирийского типа», некоторые уздечные комплекты и детали упряжи колесниц).

Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее