В Херсонесе нашли клад времён войн со скифами
Неизвестный херсонесит спрятал золотые и серебряные украшения, а также монеты.
В пригороде Херсонеса обнаружили клад с золотыми и серебряными украшениями, а также с серебряными монетами. Датировка монет спорная, так что клад могли спрятать в период от начала второго до начала первого века до н.э. – в Западном Крыму это время греко-скифских войн. Клад обнаружили в 2024 году во время реконструкции улицы, предварительное сообщение о нём опубликовано в сборнике конференции «Античные реликвии Херсонеса: открытия, находки, теории» («АРХОНТ»; первый автор – Вячеслав Масякин из Института археологии Крыма РАН).
Херсонес – греческий город в Юго-Западном Крыму, на территории современного Севастополя. Его основали в конце VI века до н.э. греки-дорийцы из Гераклеи Понтийской (самые известные дорийцы – спартанцы; большинство других колоний в Северном-Причерноморье основаны ионийцами). Херсонес отличался республиканским устройством, которое удавалось сохранять столетиями, регулярной планировкой, очень напряжёнными отношениями с соседними «варварами» и дружбой с Римом. В нём открыт театр, термы, а в его сельской округе хорошо сохранились следы размежёвки на участки.
Один из «постоянных» противников Херсонеса – скифы. Многие исследователи связывают с ними масштабные разрушения, которые произошли по всему Северному Причерноморью около 270-х годов до н.э. Однако волна этих разрушений, похоже, прошла и по скифским землям, так что другие исследователи видят их виновниками сарматов. Так или иначе, уже в 179 году до н.э. Херсонесу понадобилось заступничество Понтийского царства – оно пообещало защищать город от «варваров». Но в 140–120-х годах до н.э. скифы забрали у херсонеситов земли в Северо-Западном Крыму, а около 110 года до н.э. подошли к городу вплотную. Понтийский царь Митридат VI Евпатор, будущий «второй Ганнибал», послал Херсонесу войско во главе с полководцем Диофантом. Он разбил скифов в серии походов, хотя и сохранил за ними «северо-западные» земли.
Клад нашли недалеко от городской стены в том месте, где располагались гончарные мастерские. Они существовали примерно до 280-х годов, но клад закопали уже после разрушения мастерских. Большая его часть состояла из украшений – 69 предметов, вероятно, были частью одного ожерелья. Выделяются золотые подвески в форме ромба, со вставками из граната. Кроме них, в ожерелье входили золотые цилиндрические пронизи, бочковидные и биконические бусы. Неизвестный херсонесит спрятал также позолоченные серебряные серьги с окончаниями в виде львиных головок и посеребрённое бронзовое кольцо.
Кроме украшений, в составе клада было 11 серебряных монет двух номиналов – драхмы и гемидархмы (половина драхмы). На аверсе драхм изображена голова Девы (местная богиня) в башенной короне, а позади неё – лук и колчан. На реверсе отчеканили стоящую лань. На лицевой стороне младшего номинала – голова безбородого Геракла, на оборотной – палица (атрибут этого бога). Похожие подвески с гранатами раньше находили под Керчью (на мысе Ак-Бурун и на Карантинном шоссе), на некрополе Кимы в Эолиде, на некрополе Месембрии (Болгария). Общая датировка аналогий – конец IV – третья четверть III века до н.э. Монеты, как уже отмечалось, датируют разным временем: первой четвертью II века до н.э., 120–110 годами до н.э., 110–108 гг. до н.э. или 110–90 гг. до н.э. Авторы считают, что датировка украшений говорит о том, что надо выбирать самую раннюю из этих дат.
Что интересно, в Юго-Западном Крыму обнаружили ещё пять кладов с такими же монетами. Три из них – у восточной границы херсонесских земель, где они граничат со скифскими. Так что даже если эти клады не относятся ко времени походов Диофанта, они, скорее всего, всё равно связаны с нападениями скифов.