№10 октябрь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Древних охотников на викуний вычислили по космоснимкам

Люди Анд жили охотой на диких родственников альпак намного дольше, чем считалось раньше.

На севере Чили, в высокогорных районах Анд, с помощью спутниковых снимков обнаружили 76 древних чаку – загонов-ловушек для викуний (дикие родственники альпак). Средняя длина таких сооружений – около 150 метров. Об открытии в журнале Antiquity пишет Адриан Оянедер (Adrián Oyaneder) из Эксетерского университета.

 Чаку «в действии». Рисунок: Gerald Díaz-Vigil / University of Exeter. 
Чаку с высоты птичьего полёта. Изображение (здесь и следующее): University of Exeter. 
3D-модель чаку.

Чаку представляют собой V-образные (в плане) ограды, которые охотники устраивали на склонах гор. Люди загоняли в них диких животных, как в воронку. В её конце находилась глубокая яма или высокий загон, из которых животные не могли выбраться.

Новонайденные 76 чаку находятся на площади около 4600 квадратных километров в бассейне реки Камаронес. Раньше их не замечали, поскольку основное внимание уделяли долинам, а не возвышенностям. Кроме чаку, в этом районе оказалось около 800 небольших поселений – в них было от одной до девяти построек. Судя по их расположению, поселения были связаны с чаку – видимо, это были сезонные посёлки охотников.

Точная датировка чаку пока не установлена, но исследователь считает, что они использовались несколько тысячелетий – с рубежа IV и III тысячелетий до XIX века. Самую древнюю дату даёт наскальное искусство: в нём известны сцены охоты с использованием чаку. Самую позднюю – колониальные и этнографические источники, в которых упоминаются специализированные группы охотников на викуний – чоколе. Колонизаторы считали, что такие группы нерационально эксплуатировать, поскольку с них почти нечего взять.

Столь долгое существование охоты как основного занятия жителей Анд идёт вразрез с традиционными представлениями о том, когда её вытеснили скотоводство и земледелие. Раньше считалось, что это вытеснение началось на рубеже III и II тысячелетий до н.э. и полностью закончилось к 650 году н.э. Оянедер, как видим, считает, что процесс затянулся вплоть до XIX века.

Впрочем, исследователь не исключает, что охота могла сочетаться и со скотоводством. Однако точные датировки чаку ещё предстоит выяснить, а кроме того, нужно доказать непрерывность этой охотничьей традиции.

Переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству) на материалах древних обществ Евразии назвали неолитической революцией. Считается, что она произошла около 12 тысяч лет назад на Ближнем Востоке и привела к значительному росту населения, образованию городов и первых цивилизаций. Помимо следов производящего хозяйства – остатков культурных растений, орудий для их сбора и костей одомашненных животных – долгое время признаком наступления неолита считались находки керамики. Однако в последние десятилетия стало ясно, что в некоторых регионах керамика появляется раньше производящего хозяйства, а в других, наоборот, позже. Раньше всего делать сосуды из обожжённой глины научились, видимо, на Дальнем Востоке. В Японии гончарство появилось около 16 тысяч лет назад, но распространялось оно медленно. Только после окончания ледникового периода, около 11,5 тысячи лет назад, этот процесс резко ускорился.

В других регионах мира эти процессы происходили в разное время. О появлении производящего хозяйства в Южной Америке мы уже сказали, а керамику, по недавним сообщениям, начали изготавливать там около 5–5,5 тысячи лет назад.

Неолитическая революция, как считается, положила начало новой эпохе – неолиту, и столь разные датировки её «наступления» хорошо показывают некоторую условность археологических периодизаций. Вполне вероятно, что «революция» могла занимать десятилетия и столетия, а в некоторые районы, например, на крайний Север, она, строго говоря, так и не пришла – охота на морского зверя остаётся основным занятием у многих чукчей и эскимосов. То же самое касается и бронзового века, и железного: распространение металлов вовсе не было одномоментным процессом, во многих местах они появились довольно поздно, и далеко не сразу орудия из нового материала заменяли орудия из «старого».

По материалам Эксетерского университета


Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее