№12 декабрь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В британских мозаиках разглядели сцены из утраченной «троянской» трагедии

Раньше считалось, что они изображают сцены из «Илиады» Гомера.

«Троянские» сцены на мозаиках из британского Кеттона (Англия, графство Ратленд) восходят к утраченной трагедии Эсхила, а не к «Илиаде» Гомера. К такому выводу пришли исследователи из Лестерского университета, статья которых опубликована в журнале Britannia. (Первый автор – Джейн Масселья (Jane Masséglia)). 

Сцена осквернения тела Гектора. Фото: ULAS / Masséglia J. et al. / Britannia.

Сцена взвешивания. Фото: ULAS / Masséglia J. et al. / Britannia. 
Контур фигуры Ахилла в сцене взвешивания. Мозаика в этом месте повреждена и обгорела, но исследователи восстановили контуры по тому, в каком направлении «поворачивают» тессеры (плитки, из которых состоит мозаика). Реконструкция: Jennifer Browning / Masséglia J. et al. / Britannia.
Общий вид на мозаичный пол. Фото: Historic England / Masséglia J. et al. / Britannia.
Гектор на колеснице. Слева – на мозаике из Кеттона, справа – на монете II века н.э. из Илиона (Турция). Фото: ULAS / RPC online / Masséglia J. et al. / Britannia. 
Осквернение тела Гектора. Сверху – на мозаике из Кеттона, справа – на расписном сосуде (гидрии), сделанном в Афинах около 510 г. до н.э. Фото: ULAS / MFA Boston / Masséglia J. et al. / Britannia. 
Сцена взвешивания. Сверху – на мозаике из Кеттона, снизу – на серебряном кувшине I в. н.э. из римской Галлии (рисунок XIX века). Изображение: ULAS / Masséglia J. et al. / Britannia.

Мозаику обнаружили в 2020 году. Она довольно большая – 5,3×10 метров, когда-то она украшала триклиний (парадную столовую) или комнату для аудиенций в богатой римской усадьбе. Датируется находка концом IV века н.э.

Мозаика включает три последовательных сцены из истории Троянской войны. На первой панели изображён поединок Ахилла и Гектора, оба героя сражаются с колесниц. Во второй сцене Ахилл оскверняет тело Гектора: он привязал его к своей колеснице и волочит по земле. На третьей панели показан выкуп тела: павшего героя взвешивают, чтобы отдать за него такое же по весу золото.

В этих изображениях есть детали, которые противоречат Гомеру. Во-первых, в «Илиаде» герои сражаются пешими, а колесницы используются только для того, чтобы добраться до поля боя. При этом колесницами обычно управляли специальные возничие, а сам Гомер прямо говорит о том, что невозможно одновременно управлять колесницей и сражаться. Во-вторых, на второй панели изображены ссадины на теле Гектора, тогда как, согласно «Илиаде», Аполлон специально защитил героя от посмертных травм. В-третьих, Гомер говорит, что за тело троянского воина отдали не только золото, но и дорогие одежды, ковры, посуду, треножники. Сцены взвешивания в «Илиаде» нет. Даже наоборот: угрожая ещё живому Гектору, Ахилл грозится отдать его тело собакам, даже если Приам, отец Гектора, отве¬сит золо¬та по весу сына.

При этом, как показывают авторы статьи, эти несоответствия не были ошибками художников. Похожие сцены и их детали встречаются в римском и греческом искусстве, иногда – в довольно раннем (см. илл.). На первоисточник указывает, прежде всего, панель со взвешиванием. Судя по упоминаниям у древних и средневековых авторов, такая сцена была в трагедии Эсхила «Фригийцы», от которой до нас дошли только фрагменты. Некоторые авторы даже всю пьесу называют «Выкуп тела Гектора». Поскольку древние авторы упоминают трагедию много раз, она, видимо, была широко известна в античное время.

«Мастера Римской Британии не были изолированы от остального античного мира, но были частью более широкой торговой сети. С её помощью сюжеты передавались от одного поколения ремесленников к другому», – говорит Масселья.

Британия впервые попала в поле зрения греков благодаря финикийским мореплавателям и цинковым залежам в Корнуолле. В 55 и 54 гг. до н.э. на остров совершает военные экспедиции Юлий Цезарь. Но полномасштабное завоевание началось только при императоре Клавдии – в 43 г. н.э. он отправил туда войско из 40–45 тысяч человек под руководством Авла Плавтия. В результате римляне захватили южные области Британии.

Во времена императоров Флавиев (69–96 гг. н.э.) римские владения на острове расширились до территории южной Шотландии. Но при Адриане (117–138 гг.) римляне были вынуждены отступить в северную Англию, где они возводят систему укреплений – вал Адриана (127 г.). При Антонине Пие в 143 году граница ещё раз «шагнула» на север, где был построен новый вал, однако уже через 20 лет римляне отступили к укреплениям Адриана. Территории к югу от них оставались под властью Рима до начала V века.

По материалам Лестерского университета и журнала Britannia

Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее