№12 декабрь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В Турции нашли христианский расписной склеп

Центральное место в росписях занимает изображение Христа в образе Доброго Пастыря.

На некрополе древней Никеи (северо-западная Турция) археологи обнаружили христианский расписной склеп. Хотя внутри гробницы не сохранилось никаких датирующих находок, стиль изображений позволяет отнести его к III веку н.э.

Сцена с изображением Доброго Пастыря. Фото (здесь и далее): The History Blog. 
Погребальное ложе.
Пирующая супружеская пара.
Расчистка останков на погребальном ложе.

Никея была основана в IV веке до н.э. македонским царём Антигоном I Одноглазым. Она была важным центром в позднеримское и византийское время. Так, Никея была местом проведения двух ранних церковных соборов (325 и 787 гг. н.э.), а в XIII веке, после завоевания крестоносцами Константинополя, стала центром независимого царства. В 1331 году город был захвачен турками-османами, которые переименовали его в Изник, так он называется и сейчас.

Склеп нашли в некрополе Хисардере, который находится непосредственно за укреплениями древнего города. Он использовался со II по V век н.э., это один из крупнейших грунтовых могильников в регионе. Там хоронили людей самого разного социального статуса, о чём говорит разнообразие типов погребальных сооружений: от каменных ящиков и саркофагов до гробниц с терракотовыми крышами. Склеп с росписями был устроен под землёй, у него сводчатое перекрытие. Южная стена гробницы оказалась разрушена, остальные сохранились хорошо. Все поверхности, кроме пола, покрыты яркими фресками с изображениями цветов, птиц, завитков и человеческих фигур.

Центральное место, над погребальным ложем, занимает изображение Христа в образе Доброго Пастыря. Художник показал его юным, без бороды, с барашком на плечах. По обе стороны от него стоят пары коз, их изобразили на фоне густой зелени.

Образ Иисуса-Пастыря, который заботится о своей пастве, был широко распространён в римском погребальном искусстве в раннехристианский период. Однако новооткрытое изображение – самое древнее за пределами Италии.

На западной стене гробницы показана супружеская пара, которая возлежит на пиршественных ложах. Вероятно, это «владельцы» гробницы – те, кто был в ней похоронен. Судя по одежде и украшениям, они принадлежали к аристократии или хотели, чтобы их так изобразили.

Сама сцена симпосия (пиршества) показательна: этот мотив типичен для «языческого» погребального искусства, но продолжает использоваться и в христианскую эпоху.

По материалам The History Blog


Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее