№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Сказка сказке рознь

Для коррекции эмоционального развития ребенка надо использовать сказки. Но как установили психологи, не любая сказка годится для этой тонкой работы.

Не у всех детей эмоциональная регуляция происходит без сучка и задоринки. Для ее коррекции психотерапевты широко используют такой приятный инструмент, как волшебные сказки. Однако, как считают исследователи из центра лечебной педагогики (Москва), использование волшебных сказок в психотерапевтических целях предполагает наличие достаточно высокого уровня самосознания, которое не у всякого ребенка есть.

По мнению ученых, первые сказки ребенку начинают рассказывать в то время, когда он еще полностью слит со своими переживаниями, то есть не может взглянуть на себя со стороны, оценить свой нравственный облик и интересы. По мнению авторов, каждому этапу эмоционального развития ребенка должен соответствовать свой тип сказки. Исследователи выстроили последовательность включения сказок в этот сложный психотерапевтический процесс.

Сначала детям надо читать монотонные ритмические стихи, потешки и песенки, в которых позднее выделяется кульминационный момент. Затем можно перейти к простейшим сказкам, позволяющим выделить связь слова и действия (пример – «Курочка Ряба»). Следующими в этой цепочке оказались так называемые кумулятивные сказки, действие которых разворачивается в одной точке пространства, например, сказка «Теремок». От них можно перейти к кумулятивным сказкам, сюжет которых имеет протяженность в пространстве («Колобок»). Далее следуют сказки с заданными извне правилами, касающимися пространства (пример – «Кот, лиса и петух») и сказки, в которых появляется главный герой-человек и эмоционально-смысловое разделение пространства (типа «Снегурочка и лиса»). «И только после проработки этих «доволшебных» сказок», – утверждают психологи, – «Приобретает смысл использование в работе волшебных сказок, в которых есть активно действующей главный герой, доброе и злое начала, пространства знакомого и незнакомого, которое и должен освоить главный герой».

Пример в этом случае авторы исследования не приводят. Но, если мы все правильно поняли, здесь можно назвать «Золушку», «Снежную королеву», «Огниво» и иже с ними.

Наверное, за всем за этим, стоит глубокий научно-психологический смысл, который, однако, любые родители, бабушки и дедушки проявляют совершенно интуитивно без всяких специальных исследований.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее