Кто кому роднее?

Новые исследования ДНК мамонтов дали неожиданные результаты.

Как сообщают исследователи из Института палеонтологии РАН, в последнее время ведется большое число работ по изучению нуклеотидных последовательностей мамонта и их сравнению с современными слонами. Ученых волнует, когда и как произошло расхождение ветвей мамонтов и общего предка современных слонов, как разделились ветви индийского и африканского слона и другие вопросы.

Ранее из-за малого объема имеющегося для анализа материала ученые не могли придти к единому мнению о последовательности ветвления, теперь появились данные о значительно больших последовательностях ДНК. Йоганес Краузе с соавторами (Johannes Krause) опубликовали в журнале Nature статью, в которой представили результаты расшифровки полной последовательности митохондриальной ДНК (16770 пар нуклеотидов) и пришли к интересному выводу, что индийский слон ближе к мамонту, чем к современному африканскому слону. Причем расхождение линий мамонтов и индийского слона, по оценке ученых, произошло на 440000 лет позже, чем расхождение их общего предка и ветки африканского слона.

Правда, исследователи Г. Раутиан и А. Раутиан из Института палеонтологии РАН считают, что авторы работы не учли полиморфизм как в популяции предков, так и дочерних популяциях, а значит фактически рассматривали дифференциацию не генофондов популяций, а отдельных особей. А ведь эволюционирует не индивид, а популяция, говорят критики. По их мнению, более точную картину родства мамонтов и слонов можно получить, если учесть данные Альфреда Рока с соавторами (Alfred Roca ) по внутривидовой генетической изменчивости 195 африканских слонов из 21 популяции.
В общем, все не так просто.