«Одиссеи» обещают зайти в Арктику

На смену дрейфующим ледовым платформам идут арктические суда-челноки.

Ученые Карельского научного центра РАН предложили использовать суда-челноки «Полярные Одиссеи» вместо естественных ледовых платформ для научного дрейфа полярных исследователей в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана.

Об этом в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге рассказал один из авторов инновационного проекта Виктор Дмитриев, президент Морского клуба «Полярный Одиссей» (Петрозаводск).

Наука и жизнь // Иллюстрации

«Суда-челноки совершенно необходимы для проведения постоянного мониторинга Арктики, научных исследований, обеспечения задач обороны и нефтегазового комплекса и развития высокоширотного туризма», – сказал Виктор Дмитриев. На таких челноках «будут созданы условия для реализации сложных научных программ, комплексного мониторинга, включающего судовые наблюдения, постановку автономных станций, дистанционных спутниковых измерений и моделирования».

По замыслу проектировщиков, небольшие по размеру и стоимости многофункциональные арктические суда-челноки будут пригодны к многоразовому использованию для дрейфа в автономном режиме. Предполагается создать на них безопасные и комфортабельные для проживания и работы исследователей, в том числе оснастить оборудованием для полной утилизации отходов.

Длина проектируемого судна «Полярный Одиссей» 50 м, ширина 13,5 м , высота 8,5 м, осадка 5 м, водоизмещение 1 тыс. 250 тонн. Челнок рассчитан на 35 человек, включая экипаж и полярных исследователей. Корпус изготавливается из ламинированной древесины (дуб, сосна), автономность жизнедеятельности – три года.

В рабочем проектировании уникального судна принимают участие КБ «Восток» ЦНИИ Технологии Судостроения, Государственный Космический НПЦ им. Хруничева и НПО им. Лавочкина.

Строительство судна предполагается на судостроительном заводе «Авангард» (Карелия). Технология изготовления основных элементов и корпуса судна из клееной древесины, освоенная в Морском центре и на заводе «Авангард», позволяет сделать «арктический челнок» достаточно прочным, относительно легким и упругим.

В рамках проекта запланировано строительство серии из 3-5 композитных судов. Расчетный срок строительства корпуса головного судна 1,5 - 2 года. Оценочная стоимость проекта составляет 2,5 млн. руб.

Автор: Николай Крупеник


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее