Пасхальное угощение
Рассказ о том, чем без больших затрат и суеты встретить светлый праздник Пасхи.
Сотрудники «Будильника», в предупреждение могущих произойти
недоразумений, сим имеют честь уведомить, что они будут
христосоваться только с хорошенькими, а заведующий
«Календарём» — исключительно с одними блондинками.
Заведующий календарём «Будильника» — Антоша Чехонте
В конце XIX – начале XX века в канун Светлого Христова Воскресенья многие русские писатели сочиняли «пасхальные рассказы». Не избежал этого занятия и Антон Павлович Чехов. В самом начале своей литературной деятельности в 1881 году он прислал в сатирический еженедельный журнал «Будильник» свою первую шутку «Двадцать девятое июня», подписанную псевдонимом «Антоша Чехонте». Она понравилась редактору А. Д. Курепину, который, усмотрев талант литератора в юном студенте-медике, распорядился её напечатать.
С этого началось длившееся несколько лет сотрудничество Чехова с журналом, в котором он довольно скоро стал основным сотрудником. Как из рога изобилия посыпались смешные рассказы, забавные «мелочи», фельетоны, заметки и подписи к рисункам, написанные на злобу дня. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в юмористическом календаре «Будильника» конец марта 1882 года Чеховым был представлен в виде суеты, предшествующей подготовке и празднованию Пасхи.
«26. Пятница. Тёщи, жёны, маменьки, тётеньки и бабушки пекут куличи и пасхи, кричат, ссорятся, требуют у мужского пола денег и гонят всех из дома ...
27. Суббота. В кухнях вредными и невредными красками живописуют яйца. Нескончаемые приготовления к завтрашнему дню…
28. Воскресенье. День сугубо светлый, блестящий, длиннейший, праздничнейший... Звон, поцелуи, гости, закуски, выпивка… Вместо обеда полагается вседневное, грандиозное, колоссальное, хаотическое жевание и глотание яиц, окороков, куличей, закусок, вин, водок et саеtera... Едят до изжоги, икоты и отрыжки. Некоторые заболевают расширением желудка…»
В то самое время, когда Чехов составлял свой юмористический календарь «Будильника», среди читающей публики были популярны две кулинарные книги. Первая из них – «Ручная книга Русской Опытной Хозяйки» (1848), составленная родной сестрой известного писателя Н.А.Полевого, женой сибирского купца Е. А. Авдеевой, представляла собой простой сборник рецептов и дельных советов по разным вопросам ведения домашнего хозяйства.
Вторая книга – «Практические основы кулинарного искусства» (1899), написанная преподавателем кулинарного мастерства Императорского Женского патриотического общества П. П. Александровой-Игнатьевой была уже настоящим учебником кулинарного искусства. Эти кулинарные книги с полным основанием следует считать ценными памятниками ушедшей кулинарной эпохи времен расцвета империи, сохранившие для нас приемы приготовления пищи и рецептуру тех времен.
Учитывая тот непреложный факт, что, как и во времена Чехова, большинство читателей не смогут избежать предпасхальной суеты, автор, желая облегчить их участь, извлек из этих книг простые рецепты приготовления непременных составляющих пасхального стола, и в несколько адаптированном виде спешит поделиться ими с любезными читателями.
Экологически чистое окрашивание яиц луковой шелухой
Луковой шелухой наполнить кастрюльку, предназначенную для варки яиц, добавить воду, дать постоять полчаса, поставить на огонь, довести до кипения, варить 10-20 минут, дать остыть, полностью процедить. В отвар положить предварительно сваренные вкрутую белые и коричневые яйца, довести до кипения.
В достаточно насыщенным луковом отваре через 1 минуту яйца приобретают бежево-золотистый оттенок, через 2-3 минуты они становятся темно-оранжевыми, через 5-7 минут – красновато-коричневыми. Белые и коричневые яйца дают разные оттенки основного цвета. Чтобы получить более выраженный красный оттенок, можно добавить в луковый отвар свекольный сок. При этом усиливается красно-коричневый оттенок, а белые яйца могут приобрести насыщенно-оранжевый цвет.
Насладиться красотой окрашенных луковой шелухой яиц мешает их матовая поверхность. Придать им радующий глаз блеск можно, если слегка смазать их рафинированным растительным маслом.
Творожная пасха
400 г творога прессованного (2 пачки), 200 г сметаны (1баночку), 100 г сливочного масла, 4 яичных желтка, 200 г сахара, 100 г изюма темного без косточек, 25 г жареного миндаля, 25 г любых цукатов, ванильный сахар (1-2 пакетика).
Хороший, сухой творог положить под пресс, затем протереть через решето (дуршлаг), смешать с растертым сливочным маслом, прибавить туда же сметану, сахар, растертый с желтками, ванильный сахар, резаные цукаты, изюм, шинкованный миндаль, перемешать все хорошенько, выложить в форму поплотнее, поставить под пресс на 24 часа. Вместо сметаны можно взять самые густые сливки и растереть их хорошенько с творогом. Замена сметаны сливками много улучшает вкус пасхи.
Кулич простой
600 г муки, 200 г сливочного масла, 150 г сахара, 100 г изюма без косточек, 100 г цукатов, 1 ст. л. миндаля, 6 шт. желтков, 300 мл молока, 50 г свежих дрожжей. (1 пакетик 11 г сухих), 1 пакетик ванильного сахара, ½ ч. л. молотого кардамона.
Распустить дрожжи в тепловатой (30–35оС) воде, отвесить треть всего количества муки, высыпать ее на стол или доску, сделать в середине углубление, вылить туда разведенные дрожжи и замесить густое тесто (на 200 г муки 1/2 стакана воды).
Вымесить до образования однородного теста, сделать кругом его ножом надрезы, посыпать мукой, положить в теплое место и дать подняться.
Когда опара хорошо поднимется, прибавить к ней желтки, растертые с сахаром и маслом добела, пряности, цукаты, изюм, миндаль, всыпать остальную муку и вымесить и выбить тесто хорошенько (до пузырей). Если тесто будет густовато, то прибавить с 1/2 стакана или больше подогретого молока и поставить подниматься вторично на 1 час.
Перед печением можно прибавить взбитые белки, оставшиеся от желтков, размешать тесто сверху вниз, выложить в раздвижную форму или кастрюлю, обложенные пергаментом, смазанным маслом, и испечь в среднем жару (в духовке, разогретой до 100оC, выпекать 10 минут, затем температуру довести до 180оC и выпекать до готовности примерно 25-35 минут).
Растворить сахар в небольшом количестве воды и поставить вариться на плиту до такой степени, чтобы при опускании сиропа в стакан с холодной водой образовался мягкий шарик. Уварив сироп до указанной степени, охладить и растирать ложкой, подливая по капле лимонного соку и холодной воды. Когда глазурь побелеет и получит такую густоту, что не будет стекать с ложки, то слегка разогреть ее, покрыть весь кулич глазурью, распределяя горячим ножом. Украсить в соответствии с вашими представлениями о красоте.
Автор намерен в канун праздника проделать все эти манипуляции, чтобы достойно угостить делом рук своих гостей в Светлое Христово Воскресенье, дополнив стол хорошим вином, затем точно так же, как Антоша Чехонте, «христосоваться только с хорошенькими», и советует дорогим его сердцу читателям последовать его примеру.