«Селфи» фотографов XIX века
22 апреля 1878 года в Санкт-Петербурге был создан V отдел Императорского Русского Технического Общества (ИРТО) — светописи (так раньше называли фотографию) и её применений. В 1904 году 12 непременных членов V отдела пришли в фотоателье «А. Ренц и Ф. Шрадер» для общего портрета. Кого же мы видим на этом групповом «селфи»?
В России изучением фотографии занималось Русское техническое общество, которое было организовано в 1866 году для содействия развитию техники и промышленности в России. В 1874 году за заслуги в деятельности общества Александр II «всемилостивейше соизволил даровать Русскому Техническому Обществу наименование «Императорское» и принял над ним шефство». Первоначально в ИРТО входило четыре отдела: I — химической технологии и металлургии, который также занимался фотографией до появления V отдела, II — механики и механической технологии, III — инженерно-строительного и горного дела, и IV — техники военного и морского дела. Инициаторами образования V (фотографического) отдела стали Ф. Н. Львов (секретарь ИРТО), В. И. Срезневский и Л. В. Варнерке. Председателем его стал знаток фотографии, инженер-генерал-лейтенант Д. Г. Биркин, в него также входили Д. И. Менделеев, известные фотографы-профессионалы С. Л. Левицкий, А. И. Деньер и др.
Руководителями отдела, кроме председателя и его заместителя, были так называемые непременные члены из представителей десяти «фотоспециальностей»: фотографии научной, художественной, профессиональной, портретной, технической, любительской, а также фотографических материалов (химических и механических), фотографической оптики, фотомеханического печатания (автотипии, фототипии). В качестве основных задач фигурировали изучение успехов фотографии, содействие её усовершенствованиям посредством специальных исследований, распространение научного образования, устройство публичных лекций и выставок, издание статей по фотографии (отдел издавал журнал «Фотограф» и «Сборники трудов V отдела»). О большом интересе к фотографии вообще и отделу в частности можно судить по высказываниям в печати: «Деятельность V отдела настолько возбуждает интерес, что собрания его постоянно посещаются значительным числом членов и гостей»; «Надо отметить тот знаменательный факт, что не проходит ни одного собрания… V отдела, чтобы не было желающих поступить в число его сочленов».
Рассказ об участниках фотосъёмки 1904 года мы начнём с владельцев фотоателье «А. Ренц и Ф. Шрадер». Располагалось оно на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, Герман Шрадер и его родственник И. Рентц приобрели его в 1877 году. Фамилии «Шрадер» в названии фотоателье сначала не было, она появилась только в 1893 году. Фридрих Германович Шрадер в это время учился на фотографа в Европе, хозяином же ателье он стал в 1903 году.
В 1901 г. Фридрих Шрадер вошёл в правление ИРТО, что дало ему право ставить изображение Государственного герба Российской империи на фотокарточках своего фотоателье. Оно пользовалось популярностью у всех слоёв населения и входило в число лучших фотоателье столицы, фотографии «от Шрадера» получали награды на различных фотовыставках. Так, в журнале «Фотографическое обозрение» после одной из выставок писали: «Петербургские фотографы Ренц и Шрадер выставили портреты и группы, снятые новым способом, вечером при искусственном освещении, моментально». До наших дней дошли фотоизображения министра финансов И. А. Вышнеградского, композитора М. А. Балакирева, военных К. Г. Маннергейма, А. А. Брусилова, артистов, в том числе В. Ф. Комиссаржевской, художника Л. Ф. Лагорио и других. Среди работ фотоателье следует отметить портреты представителей дворянства России на костюмированном балу 1903 года. В 1917 году предприятие «А. Ренц и Ф. Шрадер» национализировали, Шрадер уехал в Финляндию, где в городе Энсо (ныне Светогорск) он умер в 1931 году в возрасте 77 лет.
Среди участников фотосъёмки мы видим ещё одного владельца фотоателье — Берггольца Льва Александровича. Его салон располагался на Невском проспекте, д. 2. В конце XIX века Лев Берггольц издавал журнал «Фотографический вестник», который должен был способствовать «распространению испытанных и действительно полезных открытий и усовершенствований в области фотографии».
Оказался на снимке и один из инициаторов создания V отдела ИРТО — Срезневский Вячеслав Измайлович, сын выдающегося филолога-слависта, академика И. И. Срезневского, выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета; на фотографии ему 55 лет. В 1877 году он защитил диссертацию на степень магистра славянской филологии и в дальнейшем специализировался на грамматике церковнославянского языка, успешно занимался преподавательской деятельностью. С 1878 года Срезневский принимал деятельное участие в императорском Русском техническом обществе, занимая должность секретаря Общества. Большую часть своего времени Вячеслав Измайлович отдавал фотографии. Его принято считать пионером русской научной фотосъёмки и фототехники: он создал портативную походную аппарат-лабораторию, первый аэрофотоаппарат и водонепроницаемую камеру для морских съёмок, особую камеру для регистрации фаз солнечного затмения; разработал специальные фотопластинки для аэрофотографии. В 1883 году Срезневский сконструировал специальную камеру для Н. М. Пржевальского как раз перед его новой экспедицией в Тибет. Представляя её членам V отдела ИРТО, учёный-изобретатель особо указал на условия, для которых она предназначалась: «Днём сильнейшая жара, вечером и ночью холод, проникающая всюду пыль, тряска дорогою, необходимость не задерживаться в пути для съёмки». Фотоаппарат Срезневского весил около 9 фунтов вместе с 30 стёклами, он помещался в двойной футляр, чтобы защитить его от пыли и для ношения через плечо. Н. М. Пржевальский успешно использовал эту камеру в своём четвёртом путешествии по Центральной Азии в 1883–1885 гг.
Вячеслав Срезневский был неутомимым популяризатором фотографии: будучи автором первого русского справочника по фотографии под названием «Справочная книжка фотографа» и редактором журнала «Фотограф», он прочёл массу лекций и докладов для любителей фотографии и организовал курсы светописи при ИРТО. С 1880 по 1890 годы в институте инженеров путей сообщения и в минных офицерских классах инженерного ведомства Срезневский читал лекции по применению фотографии в инженерном деле. В январе 1896 года по поручению V отдела Срезневский на Втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию прочитал доклад «О необходимости учреждения в России специального училища по фотографии и фотомеханическим процессам». Только через 22 года после доклада, в 1918 году в Петрограде учредили Высший институт фотографии и фототехники (ныне — Санкт-Петербургский университет кино и телевидения), одним из основателей которого и деканом научно-фотографического факультета стал сам Вячеслав Срезневский. Он был почётным членом почти всех фотографических обществ, которые появлялись в российских городах — в Ярославле, Казани, Архангельске, Киеве и др.
Помимо преподавательской деятельности и занятий с фототехникой, Срезневский возглавлял Российский олимпийский комитет в 1911–1918 годах, и, будучи очень хорошим конькобежцем, занимал пост председателя «Санкт-Петербургского общества любителей бега на коньках». Так, 5 марта 1878 года в печати сообщалось о том, что «на прудах Юсупова сада при большом стечении избранной публики происходило первое большое состязание любителей-конькобежцев. Раздались три сигнала трубача. При звуке 3-го сигнала выступили на круг г. Срезневский с сестрою, которые под звуки вальса начали плавно и грациозно бег трудным голландским шагом… Им присуждён приз — серебряное портмоне. Приз, который был уступлен г. Срезневским г-же Срезневской, разделившей с ним труд и славу этого бега». Благодаря его высокому авторитету в Петербурге дважды проводились чемпионаты мира по фигурному катанию и скоростному бегу на коньках. Он также стал членом Оргкомитета первой Российской Олимпиады 1913 года в Киеве и второй — в Риге, в 1914 году, главой делегации российских спортсменов на V Олимпийских играх в Стокгольме.
Лавров Адриан Михайлович — основатель и первый редактор петербургского журнала, посвящённого вопросам фотографии, «Фотограф–любитель», которому он посвятил шестнадцать лет, с 1890 по 1906 год. После него журнал возглавил С. М. Проскудин-Горский — фотограф, пионер цветной фотографии в России. Сам Лавров после ухода с поста редактора жил в швейцарском городе Лугано, пытаясь поправить пошатнувшееся здоровье.
Ризникова Михаила Артемьевича хорошо знали в Петербурге как автора и редактора самоучителя по фотографии.
Ержемский Александр Константинович — известный учёный, автор многих исследований и популяризатор фотографии. Он был организатором и заведующим фотографическим отделом Русского музея, а в 1900 году стал председателем V отдела. Главная заслуга Александра Ержемского заключалась в его объединяющем влиянии на коллектив, что отметили в его некрологе: «Незаметным образом он слил в одно целое трудовое содружество тех, кто уже делился на отдельные кружки и партии, готовые к разрыву. Эта объединяющая сторона деятельности его, как председателя отдела, вызвана всецело высоконравственными качествами его души, привлекавших всех к нему самому и к делу, которому он служил».
Ольхин Павел Матвеевич — самый старший из тех, кого мы видим на снимке, ему здесь 74 года. Фотографией он начал заниматься с 14 лет благодаря знакомству с профессиональным фотографом К. Даутендейем, который приехал в Петербург из Магдебурга и которому при открытии фотосалона родители Павла Ольхина помогли с деньгами. Мальчик проводил в его фотоателье целые дни. В 1853–1858 годах Павел Матвеевич учился в Медико-хирургической академии, сблизился с профессорами Н. Н. Зининым, В. Л. Грубером и П. Ю. Неммертом; другом его юности был химик и композитор А. П. Бородин. Однако после окончания академии Ольхин не стал практикующим врачом, а посвятил себя литературной работе, писал на медицинские и естественнонаучные темы, много переводил. В 1861 году он собрал достаточную сумму для приобретения оборудования и химреактивов, и в свободное время стал заниматься экспериментальной работой. У себя в лаборатории он опробовал все существующие в то время виды фотографии. Ольхин активно сотрудничал с журналом «Фотографический вестник», где помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов; все эти данные он предварительно проверял сам. Кроме статей в журнале он написал ещё 8 книг и брошюр, также посвящённых фотографии.
Павла Ольхина знали ещё и как выдающегося стенографа, который усовершенствовал существующие системы стенографии и создал специальную школу, выпускающую высококвалифицированных стенографисток. Составленный им учебник стенографии выдержал три издания. Интересно, что благодаря Ольхину Ф. М. Достоевский познакомился со своей будущей женой. «Ольхин, профессор стенографии, прислал мне лучшую свою ученицу…, — писал Фёдор Михайлович, — стенографистка моя, Анна Григорьевна Сниткина, была молодая и довольно пригожая девушка 20 лет, хорошего семейства, превосходно кончившая гимназический курс, с чрезвычайно добрым и ясным характером. Работа у нас пошла превосходно…». Также Павел Матвеевич Ольхин был одним из первых редакторов журнала «Вокруг света». Отлично владевший немецким и французским языками, он отбирал и переводил для журнала только самое интересное.
В Ивангороде в конце 80-х в — начале 90-х годов прошлого века сотрудники музея города случайно обнаружили интересную коллекцию — огромный архив семьи Ольхиных, которая помогла узнать много интересного из биографии Павла Ольхина.
На групповой портрет попали четыре работника Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), старейшего бумажно-полиграфического предприятия России, основанного в 1818 году. До революции лишь оно одно имело право печатать банкноты, облигации, векселя, почтовые марки и другие ценные бумаги. Сейчас это Санкт-Петербургская бумажная фабрика, филиал ФГУП «Гознак».
Скамони Георгий Николаевич — художник, литограф, фотограф, изобретатель способа гелиографии, постоянный участник фотографических выставок в России и за границей. Мы уже писали о том, как он восстановил знаменитый групповой портрет молодых литераторов круга журнала «Современник», выполненный С. Л. Левицким для журнала «Русская старина». Г. Н. Скамони был одним из первых, кто стал заниматься уменьшением страниц печатных изданий, в настоящее время такой способ называется микрофильмированием. Впервые под его руководством ЭЗГБ, помимо основной своей продукции, начала выпускать художественные изделия, выполненные с помощью гальванопластики и гальванографии. Талант изобретателя пригодился Скамони при создании прибора «для распознавания ценных бумаг», который он запатентовал в 1871 году. В 1904 году Скамони стал почетным членом Императорского русского технического общества. Его помощник, Честерман Карл Андреевич, наладил в Экспедиции автотипический способ печати изображений.
Франк Густав Игнатьевич — заведующий (с 1890 года) только что образованного граверно-художественного отделения ЭЗГБ, в которое вошли, в том числе, фотографический павильон и фотохимические мастерские. Родился Франк в 1859 году в Праге, с 1877 года учился в Венской академии художеств, позже его пригласили работать в ЭЗГБ художником-гравером. С 1899 года Г. И. Франк — действительный член Академии художеств, в 1905 году он был в составе организационного комитета Историко-художественной выставки русских портретов. В период Первой мировой войны Г. И. Франк уехал жить и работать в Германию.
36-летний Поповицкий Александр Александрович — самый молодой на этой фотографии. Он родился 13 июня в 1868 году, образование получил в Санкт-Петербургском университете, в Экспедицию заготовления государственных бумаг поступил в должности старшего мастера в 1892 году. В Поповицком счастливо соединились умелый изобретатель и энергичный исследователь. Он написал несколько научных работ по фотографии, среди которых «Трехцветная фотография и трехкрасочная печать» и «О жидких светофильтрах и о применении их в области ортохроматической фотографии». Поповицкий изобрел оригинальную фотографическую камеру, в которой оптическая система линз была заменена отражательными зеркалами. В 1904 году он получил патент на свое изобретение. Ещё он разработал зеркальные объективы для обычных фотокамер. После ухода с должности Г. Н. Скамони А. А. Поповицкий возглавил фотографическое отделение. Под его руководством фотомастерские Экспедиции добились больших успехов и смогли начать выполнять самые сложные заказы в виде высокохудожественных изданий и хорошо защищенных от подделок государственных бумаг. Особо следует отметить судебно-экспертную деятельность А. А. Поповицкого в области исследования документов и судебной фотографии. На основе своего экспертного опыта он разработал в 1908 году классификацию элементов (признаков), характеризующих особенности почерка. Из ЭЗГБ Поповицкий уволился в 1918 году после 26 лет работы здесь, чтобы стать первым директором созданного в Петрограде Высшего института фотографии и фототехники.
Те, кто изображены на снимке 1904 года, будучи одними из самых образованных специалистов в области фотографии, способствовали становлению и развитию отечественной фотоиндустрии в конце XIX — начале XX века.