№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Кинематограф в кошельке

Выдающиеся актёры и режиссёры, несмотря на всю свою известность, редко попадали на банкноты: по всему миру можно насчитать всего четыре случая, когда деятели театра и кино становились «лицом» национальной валюты.

На банкнотах 200 и 2000 рублей, которые Центробанк России планирует выпустить в 2017, будут изображены, как и на прочих наших купюрах, достопримечательности России, однако на сей раз их дизайн будет вынесен на всеобщее обсуждение. Впрочем, хотя для нас всеобщая дискуссия о дизайне денег будет внове, в мировой практике такое случалось не раз.

Шведская банкнота 200 крон (лицевая и оборотная сторона). 2015 г.
Фрагмент рекламной банкноты.
Банкнота Кыргызстана 5000 сом (лицевая сторона). 2009 г.
Банкнота Кыргызстана 5000 сом (оборотная сторона). 2009 г.
Суйменкул Чокморов. Портрет японского режиссера Акира Куросава. 1987 г.
Шведская банкнота 100 крон (лицевая и оборотная сторона). 2016 г.

В качестве примера можно привести Швецию. Хотя она и присоединилась к Европейскому союзу, но сохранила свою национальную валюту – кроны. Прежние банкноты с портретами великих шведов на лицевой стороне находились в обращении 30 лет, правда, их за это время два раза модернизировали. Об одной из таких купюр – 20 крон, мы рассказывали в одной из наших банкнотных статей (Как собиратели и сочинители сказок «попали» на банкноты).

Как шведы создавали новые банкноты? Весной 2011 года Риксбанк Швеции объявил конкурс на лучший дизайн новой серии банкнот с обязательным условием – на них должны быть портреты известных людей Швеции, которые жили в XX веке и которые стали всемирно известными; кроме того, денежных портретов должно было быть поровну мужских и женских. На оборотной стороне банкнот следовало представить тот регион Швеции (с его природой и достопримечательностями), к которому имеет отношение личность, которой банкнота посвящена. Как видим, задача перед шведами стояла куда более сложная, чем перед россиянами!

Каждый желающий мог присылать свои комментарии по поводу дизайна новых купюр на сайт Риксбанка. Конкурс был открытым, работы оценивали члены жюри, в состав которого вошли представители банка и художественные эксперты. Итоги конкурса подвели только в 2012 году, а победителем стал Йоран Ёстерлюнд, его серия называлась «Путешествие по культуре». Над композицией шести новых банкнот работали дизайнеры компании Crane AB.

Обычно шведы обходились купюрами номиналом 20, 50, 100, 500 и 1000 крон, но с 1 октября 2015 года Банк Швеции ввел в обращение 200 крон. Из серии Ёстерлюнда на неё попал великий шведский режиссер театра и кино, сценарист и писатель, художник и актер Эрнст Ингмар Бергман (1918–2007). Будущий гений кино родился в Упсале в семье священника. Первый самостоятельный киносценарий он написал в 1944 году, по нему был поставлен фильм «Травля». После него Бергман стал известен, и его пригласили в кинокомпанию «Шведская киноиндустрия», где на первых порах он занимался только лишь исправлением чужих сценариев. Со временем у него появляется возможность самому ставить фильмы, и в 1946 году Бергман выпускает свою первую работу под названием «Кризис».

Он снимал много и плодотворно, достаточно вспомнить такие шедевры, как «Земляничная поляна», «Сцены из супружеской жизни», «Фанни и Александр». Основные темы его творчества – кризис традиционной семьи и религии, трагическое одиночество человека в буржуазном обществе. Среди множества кинопремий, которые он получил за свою долгую жизнь, можно найти три «Оскара» (1961, 1962, 1971, 1984), «Золотого медведя» (1958) фестиваля в Берлине и «Золотую пальмовую ветвь» (1997) Каннского кинофестиваля.

Последние двадцать лет жизни Бергман провел в собственном доме на маленьком острове Форё в Балтийском море. Впервые попал он сюда в 1961 году, приехав на съемки фильма «Сквозь тусклое стекло», полюбил удивительную красоту острова, и остался здесь жить. Построил несколько домов, киностудию, кинотеатр; здесь же он писал сценарии, книги, театральные пьесы, готовился к съемкам новых фильмов. В 2007 году Бергман снял свой последний фильм – «Соната призраков», и умер в том же году, 30 июля, в один день и год с другим знаменитым режиссером Микеланджело Антониони. Сейчас каждое лето в конце июня на острове Форё проводятся «Бергмановские недели».

В 1998–2000 гг. французский фотограф Фредерик-Эдвин Бертен сделал серию портретов знаменитого шведа, и эти фото были использованы при работе над лицевой стороной новой двухсоткроновой купюры; на её оборот попали известковые скалы Форё – «бергмановского» острова.

Следующий киногерой с банкноты – Василий Макарович Шукшин (1929–1974), наш всенародно любимый российский режиссер, сценарист, писатель и актер. Правда, «его» банкнота не денежная, а рекламная и сравнительно недавняя – Гознак выпустил её в начале нового тысячелетия.

Родился Василий Шукшин в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отца в 1933 году арестовали и расстреляли. Все заботы о семье пришлось взять на себя матери, на руках у которой остались два маленьких ребенка. До 1955 года, когда Шукшин поехал покорять Москву, он успел закончить семь классов, поучиться в Бийском автомобильном техникуме, поработать в колхозе, затем слесарем на предприятиях в Калуге и во Владимире, послужить в армии на Балтийском и Черноморском флоте (сначала матросом, затем радистом). Какое-то время он был преподавателем русского языка и литературы в школе сельской молодежи, одновременно исполняя обязанности директора. Первая серьезная работа Василия Шукшина в кино – главная роль в фильме «Два Федора». Фильм вышел на экраны страны в 1959 году, когда Шукшин был ещё студентом ВГИКа. С этого времени он стал много сниматься («Когда деревья были большими», «Золотой эшелон», «Мы, двое мужчин» и др.).

В начале 60-х стали появляться один за другим и первые его литературные труды, а в 1963 году вышел первый сборник Шукшина под названием «Сельские жители». Свой первый сценарий для полнометражного фильма он написал на основе двух собственных рассказов, и сам как режиссер экранизировал его – лента вышла под названием «Живет такой парень». Фильм получил восторженные отклики публики. В дальнейшем творческий путь Шукшина как сценариста, актера и режиссера складывался успешно. В 1969 году он получил звание заслуженного деятеля искусств. Большим успехом у зрителей пользовался фильм «Печки-лавочки», но самым знаменитым его творением стал фильм «Калина красная». На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года жюри присудило «Калине красной» главную премию, отметив «... самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина». В том же году актер снимался в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по одноименному роману М. Шолохова. Умер Шукшин во время съемок 2 октября 1974 года в станице Клетской Волгоградской области. С 1976 года на родине Шукшина, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения.

Следующий кинематографист с банкноты тоже родом из СССР – это актер и художник Суйменкул Чокморов (1939–1992). Его портрет стал украшением лицевой стороны купюры достоинством 5000 сом Кыргызской Республики. На оборотной стороне ее мы видим изображение кинотеатра «Ала-Тоо» в Бишкеке и Киргизского хребта.

Кыргызская Республика стала одной из первых стран бывшего СССР и первой в постсоветской Центральной Азии, утвердившей 3 мая 1993 года собственную национальную валюту – сом. Банкнота самого высокого достоинства – 5000 сом – появилась только в 2009 году, до неё самой крупной по номиналу была тысячесомовая купюра. Тысяча сом были слишком велики и плохо помещалась в бумажнике, и потому размеры новой 5000 банкноты уменьшили; кроме того, на ней появились новые современные защитные признаки. Кстати, кыргызские банкноты считаются одними из лучших по качеству бумаги и по дизайну: так, в 2010 году купюра 5000 сом стала номинантом Международной ассоциации коллекционеров бумажных денег.

Вернемся же к тому, кто на ней изображён – Суйменкулу Чокморову. Он родился в горном селе Чонташ, расположенном недалеко от Фрунзе. Его отец – кузнец и плотник, мастер «золотые руки», слыл первым джигитом в округе. В семье, кроме Суйменкула, было еще семеро сыновей и три дочери, он с детства сидел в седле, пас овец, участвовал в народных спортивных играх. Выросши, он уехал учиться в Ленинград, и здесь его прекрасные внешние данные – высокий рост, гибкую, упругую фигуру, красивое волевое лицо, выразительные глаза – заметили режиссеры. Дебютом молодого актера стал фильм «Выстрел на перевале Караш». Он сыграл много ролей в исторических и приключенческих фильмах: «Дерсу Узала», «Седьмая пуля», «Алые маки Иссык-Куля». Чокморов много снимался и в экранизациях произведений писателя Ч. Айтматова. Все его роли отмечены соучастием судьбе тех, кого он играет, принятием их нравственной позиции и предельной естественностью – его герои словно пришли в современность со страниц эпоса. В 1975 году он стал народным артистом Киргизской ССР, а в 1981 году – народным артистом СССР.

Чокморов был не только актёром, но и плодовитым живописцем. Он окончил Фрунзенское художественное училище, затем продолжил обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в 1964 – 1967 годах преподавал живопись и композицию во Фрунзенском художественном училище. Его кисти принадлежит множество работ, на которых он старался запечатлеть красоту родного края, характер и жизнь своего народа. Кроме пейзажей и натюрмортов, он работал над портретами. Модели Чокморова – в основном люди творческих профессий, и здесь мы хотим обратить внимание читателей на портрет великого японского режиссера Акиры Куросавы (1987 г.): Чокморов снимался в его фильме «Дерсу Узала» (1975 г.). И в этой области его не обошли наградами: в 1967 году он стал членом Союза художников СССР, а в 1990 году – народным художником Кыргызской Республики. Сейчас многие работы Чокморова хранятся в Кыргызском государственном музее изобразительных искусств.

А теперь пойдет речь о «кинематографической банкноте», которая еще не появилась в обращении – о шведской стокроновой купюре, чей выход в свет назначен на октябрь нынешнего года. На ней размещён портрет Греты Гарбо (1905–1990) – шведской и американской актрисы, лауреата почетного «Оскара» 1954 года за выдающийся вклад в развитие киноискусства. В 1999 году Американский институт киноискусства опубликовал список 25 величайших актрис, внесших наибольший вклад в развитие американского кинематографа, и имя Гарбо в этом списке занимает пятое место.

Грета Гарбо (урожденная Грета Ловисса Густафссон) родилась и выросла в Стокгольме, и похоронить себя она завещала здесь же, в родном городе. Если свой трудовой путь Шукшин начал со слесаря, то Грета Гарбо свои первые деньги заработала, помогая в парикмахерской, после которой устроилась на место продавца в универмаге. Здесь она первый раз и появилась перед камерой, снимаясь для рекламы новой коллекции шляпок. Дело в том, что владельцы магазина, чтобы не тратить время и деньги на профессиональных моделей, попросили самых молодых и симпатичных продавщиц продемонстрировать товар. Грета справилась с этим лучше всех.

Вот как современники описывали ее внешность: «Бездонные голубые глаза с фиолетовым осадком вечной печали в самой глубине. Фантастически длинные ресницы; стоило ей смежить их и вновь распахнуть веки, слышался явственный шорох – словно рядом пролетела бабочка. Нос такой благородной формы, какую можно увидеть лишь на портретах царственных особ. Нежный рот с верхней губой, изогнутой, словно лук Купидона. Высокий чистый лоб. Совершенный овал лица с прелестной ямочкой на подбородке. Густые, вьющиеся от природы волосы. Рост почти метр семьдесят, изумительная фигура, длинные пальцы и узкие ступни….».

Снимаясь в немом кино сначала в Швеции, а затем в Голливуде, актриса достигла вершин популярности, и при том впоследствии стала одной из немногих, кто смог успешно переключиться на звуковые фильмы. В 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо внезапно оставила кино, и под вымышленным именем поселилась в Нью-Йорке, чтобы навсегда превратиться в легенду, миф.

При работе над банкнотным портретом дизайнеры взяли за основу фотопортрет Гарбо американского фотографа Кларенса Синклера Булла, сделанный им на съемках фильма «Сьюзан Ленокс: падение и взлет». На лицевой стороне новой банкноты представлены заодно и кадры фильмов с участием актрисы, а на обороте можно увидеть коллаж из известных зданий столицы Швеции: здания парламента, дворца, ратуши, а также вида на озеро Меларен и залив Сальтшён. Если к Гарбо добавить Бергмана, с которого мы начали рассказ, то получится, что только Швеция из всех стран мира в достаточной мере уважает кино- и театральное искусство, чтобы дать место на своих деньгах сразу двум деятелям театра и кино.

Автор: Ольга Воробьёва


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее