«Живой мир доисторической России»
На выставке работ художника-анималиста Григория Квятко можно увидеть существ, населявших Землю в те далекие времена, когда даже континенты выглядели совсем иначе, чем сейчас.
Они были очень интересные, совсем разные, не похожие на зверей, которые сейчас живут. Один – рогатый, клыкастый, другой – в шипах весь, третий на задних лапах ходил. Летали, скакали, плавали, ползали.
Н.Е. Чарушин «Невиданные звери»
12 апреля 2017 года в Зоологическом музее Российской академии наук (РАН) открылась персональная выставка работ Григория Анатольевича Квитко – художника-анималиста, или, как он себя называет, палеоиллюстратора. В наше время поп-культура уже изрядно перенасыщена образами разнообразных вымерших «чудищ», однако картины Григория вовсе не теряются на фоне огромного количества работ западных и отечественных авторов.
Григорий Квитко родился в 1981 г. в Забайкалье. Учиться начал в школе в Восточной Германии, где его отец служил в Западной группе войск СССР. Высшее образование получил в Воронежском институте МВД России. В настоящее время он живёт и работает в Санкт-Петербурге. Работа его никак не связана ни с живописью, ни с биологией, однако страсть к рисованию и любопытство к древним существам, возникнув в детстве, так и остались с Григорием на всю жизнь.
По его словам, его «...всегда привлекал мир древних животных – почти инопланетных существ, населявших нашу Землю миллионы и миллионы лет назад. Окаменелые следы далёкого и дремучего прошлого сохранили для нас огромных мезозойских драконов, невероятных слонов и носорогов ледникового периода. Порой эти существа кажутся нам вымышленными и нереальными, предметом сказок и легенд народов мира. Однако это абсолютная реальность, не вымысел и не выдумка, и этот факт завораживал меня с самого детства».
Теперь, познакомившись с художником, мы можем совершить небольшую экскурсию по виртуальной галерее его работ с изображениями многообразных и причудливых форм древней жизни (на выставке в Зоомузее представлено 30 рисунков, выполненных карандашом, углём, тушью, чернилами, гуашью и акриловыми красками). Выставка – хороший повод еще раз вспомнить «мезозойских драконов, слонов и носорогов», но логичнее будет начать по хронологии, то есть с более древних пластов истории – с каменноугольных лесов.
Заросли лепидодендронов и сигиллярий, далёких родственников современных плаунов, достигавших в высоту более 35 м, закрывают своими стволами и подобиями крон мутное карбонское небо. Под их пологом среди бескрайних, жарких болот в это время копошились членистоногие и их враги – древние амфибии.
Из душных болот палеозойской эры мы переносимся в тёплые моря мезозойской эры и ее трех периодов – триаса, юры´ и мела. В эти времена моря средней юры бороздили морские ящеры, чьи остатки во множестве обнаружены в Поволжье. Среди них особо причудлив эласмозавр (Elasmosaurus) – огромный плезиозавр позднего мелового периода, достигавший в длину почти 15 метров. Значительная часть его «метража» приходилась на шею, включающую 76 позвонков; для сравнения – у млекопитающих их, как правило, только 7.
Рисунок показывает реконструированный облик животных, обнаруженных на территории Алексеевского района Волгоградской области сотрудниками Музея эволюционной экологии и археологии ВГИ Волгоградского университета. Особая гордость музея – фрагмент плечевой кости плезиозавра с зажившими следами от укуса акульих зубов.
По соседству с длинношеими рыболовами плавали и огромные плотоядные плиозавры. Один из них, лиоплевродон (Liopleurodon), стал настоящей звездой документального сериала «Прогулки с динозаврами». В экспозиции Палеонтологического музея имени Ю. А. Орлова в Москве можно увидеть огромные окаменелые обломки их черепов. Как говорят экскурсоводы, показывая на метровые экспонаты, «это только кончики их носов» – череп лиоплевродона достигал длины до 3 метров.
А над морскими водами мезозоя парили летающие ящеры птерозавры. Один из них получил говорящее название – Volgadraco, то есть дракон с Волги (хотя в то время, когда он жил на Земле, никакой Волги еще не было). Настоящий дракон, с размахом крыльев 5–6 метров. Его описала в 2008 году группа исследователей во главе с известным палеонтологом, заведующим лабораторией териологии Зоологического института РАН Александром Олеговичем Аверьяновым.
Говоря о палеоиллюстрациях, нельзя пройти мимо самых популярных среди вымерших животных – динозавров. На излёте их эры, в меловом периоде, по территории современной Восточной Сибири блуждал восьмиметровый сибирский аллозавр по имени хилантаизавр (Chilantaisaurus sibiricus). Его описал в 1914 году первый российский специалист по динозаврам Анатолий Николаевич Рябинин.
А в 2010 году профессор Аверьянов с соавторами опубликовали описание среднеюрского прадедушки тираннозавров – келеска (Kileskus aristotocus) (это название происходит от хакасского слова, обозначающего ящерицу), остатки которого нашли на территории Красноярского края. На рисунке мы видим, как в поисках лёгкой добычи келеск, или шарыповский ящер, атаковав гнездовую колонию птерозавров, встречает организованное сопротивление и потому решает удалиться.
Среди «ужасных ящеров» (динозавр, от др.-греч. «дейнос» – страшный, ужасный, и «заурос» – ящер) особое место занимают анкилозавры (Ankylosauridae) – бронированные травоядные исполины, достигавшие почти 9 метров в длину и около 2 метров в высоту. Около 75 млн лет назад представители этого семейства обитали на болотистых территориях там, где сейчас находится Волгоградская область.
На картине мы видим тяжеловесную рептилию, напоминающую гигантскую хвойную шишку, из-под ног которой разбегаются мелкие млекопитающие. Здесь читается явная отсылка к самому поэтичному фрагменту из книги Ирины Николаевны Яковлевой «След динозавра» с замечательными иллюстрациями Рубена Артемовича Варшамова.
В нём описывается последний динозавр, переживший массовое вымирание, и суетящиеся под его лапами зверьки: «Им не было дела до одинокого ящера, который каждый день приходил сюда на закате и безнадежно ждал ответа на свой призыв. Они привыкли к нему, как привыкли к шершавым камням и запаху водорослей. Великан тоже не замечал малышей. Где ему было догадаться, что его время уже прошло, и что у ног его бегают прапрадедушки слонов, носорогов и китов, которые со временем станут хозяевами Земли».
В мае этого года ещё одна выставка работ Григория Квитко открылась в крупнейшем музее Северного Кавказа – Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Она приурочена к юбилею палеонтолога, специалиста по крупным млекопитающим Анны Константиновны Швырёвой («Наука и жизнь» № 6, 2010, № 7, 2014).
Основная часть её публикаций, в том числе две монографии, посвящена огромным носорогам эласмотериям (Elasmotherium), которые до сих пор остаются весьма и весьма загадочными существами. Так, мы не знаем точные размеры их рога, который рос не на носу, а на лбу. Некоторые полагают, что рога-то и не было, а был только небольшой купол. Но большинство исследователей наделяют носорога-«лоборога» украшением длиной более полутора метров.
Возможно, такое сооружение выполняло те же функции, что и огромные рога африканских коров ватусси, которые служат для них своеобразными терморегуляторами: циркулирующая по рогам кровь охлаждается потоками воздуха, затем возвращается в тело, понижая его температуру.
В отношении образа жизни этого носорога тоже нет единого мнения: согласно «болотной» гипотезе, эласмотерии населяли заболоченные участки, поедая мягкую водную растительность. Другая, «степная», гипотеза помещает их в безлесные пространства, где эласмотерии питались жёсткими травами, разбавляя рацион подземными частями растений – клубнями, луковицами, корневищами. Чтобы достать их, носороги должны были прикладывать значительные усилия, буквально вспахивая землю. Вот для охлаждения тела при такой пахоте и мог пригодиться огромный рог-кондиционер.
Среди вымерших зверей любимчиками художника можно назвать саблезубых кошачьих (Machairodontinae). Их остатки находят в изобилии на территории европейской части России. На одной из картин мы видим саблезубого тигра, демонстрирующего свое знаменитое оружие – 15-сантиметровые клыки.
Ну и, наконец, символ нашего музея и Зоологического института РАН – шерстистый мамонт (Mammuthus primigenius), чья известность может поспорить с динозавровой. Григорий, конечно, не мог обойти «тему мамонта» в своем творчестве – на одной из его картин мы видим самца преклонного возраста, который в гордом одиночестве доживает в долине реки свой век.
Здесь, сменив последний набор жевательных зубов и питаясь мягкой влаголюбивой зеленью, он закончит свой путь. Впрочем, возможно, что недалек уже тот день, когда мы сможем собственными глазами сравнить нарисованных мамонтов с настоящими, воскрешенными из небытия усилиями молекулярных биологов и генетиков.