У нас одна Земля
Что общего у акул и ураганов? Наверно, то, что те и другие имеют отношение к океану, и некоторые люди боятся акул даже больше, чем ураганов. На самом деле сравнивать их, конечно, нельзя – особенно если учесть, что, как говорят гости передачи «У нас одна Земля» на ОТР, ураганов нам в последнее время приходится опасаться все больше, а акул – все меньше.
Какие бывают ураганы
Мы привыкли называть ураганом любой мало-мальски сильный ветер, и о том, что такое настоящий ураган, вспоминаем только после репортажей из южных штатов США, или из Индии, или из стран Юго-Восточной Азии, где в очередной раз случилось это стихийное бедствие. И, конечно, как жители средних широт, мы с облегчением вздыхаем, думая, что нам-то ураганы точно не грозят.
Однако в последнее время они стали случаться там, где их обычно не было – тут можно вспомнить европейские ураганы «Святой Иуда» в 2013 году и «Кирилл» в 2007. Но прежде чем задумываться о том, почему ураганы стали происходить не только в своих привычных широтах, нужно разобраться с тем, что такое ураган и как он возникает.
По словам Игоря Ивановича Мохова, академика Российской академии наук и директора Института физики атмосферы РАН, который рассказывал об ураганах в передаче «У нас одна Земля», ураганы проще всего определять по скорости ветра – в них она превышает 32–33 м/с. И на самом деле они случаются не только в тропических широтах, но и в умеренных, и даже в полярных – у климатологов есть даже понятие полярного урагана.
В каждом океане есть места, откуда ураганы приходят чаще всего. И сейчас специалисты довольно точно могут сказать, когда и откуда надо ждать очередной ураган – для этого нужно знать, насколько разогрет океан в той или иной области, поскольку ураганы возникают при сильном перепаде температур между атмосферой и океаном. В среднем в год формируется больше 80 ураганов, из которых более двух третей – в Северном полушарии. И с 70-х годов стали замечать, что ураганы все чаще проникают в умеренные широты.
Связано это в первую очередь с глобальным потеплением: ведь с ним меняется не только температура воздуха, но и гидрологический режим морских течений. Из-за того, что в северных регионах все чаще и чаще бывает теплее, чем в южных, и из-за того, что в теплой атмосфере больше влаги, в средних широтах формируются все более мощные циклоны, которые, по словам Игоря Мохова, порой переходят по скорости ветра в категорию ураганов. Более подробно о том, как возникают ураганы, как за ними наблюдают и как пытаются предсказывать, можно узнать из первой части передачи «У нас одна Земля».
Акулы – страшные и не очень
А вторая часть передачи посвящена акулам, которые многим кажутся страшнее ураганов. Конечно, первое, что приходит в голову при слове «акула» – это огромные челюсти, которые рвут и кусают, кусают и рвут. Однако, как говорит ихтиолог Дмитрий Алексеевич Астахов из Института океанологии Российской академии наук, даже нападая, акулы не всегда кусают, что называется, в полную силу: когда акула нападает не с желанием пообедать, а стараясь отогнать того, кто заплыл на ее территорию, она выкусывает из тела противника не очень много – конечно, все равно опасно, однако шансов выжить больше.
Да и если посмотреть на численность самой известной акулы из тех, что представляют опасность – белой – то мы увидим, что ее осталось порядка нескольких тысяч особей на весь океан, и сейчас приходится предпринимать специальные меры, чтобы белая акула не исчезла как вид.
В прошлом столетии число нападений акул на людей в год не превышало сотни случаев, в среднем же было всего 30–50 случаев, из которых только треть заканчивались смертью. Сейчас, хотя акул стало меньше, число нападений увеличилось – парадокс этот, по словам Дмитрия Астахова, можно объяснить тем, что в наше время, с новыми средствами связи и наблюдения, нападения акул стало проще регистрировать.
Вообще акул, которые представляют серьезную опасность для человека, ничтожно мало. В целом же они невероятно разнообразны, хотя по числу видов акулы как класс хрящевых рыб намного уступают обычным костным рыбам: если всего рыб насчитывается около 33500 видов, то акул среди них всего 526. И среди них есть совершенно удивительные создания. Например, самые большие акулы – китовые, гигантские и большеротые – питаются совсем мелкой добычей, начиная от планктона и заканчивая тропическими сельдями (хотя добычей также могут служить рыбы весом в килограмм, по сравнению, например, с тринадцатиметровыми китовыми акулами это сущая мелочь).
Есть акулы, которые живут в холодных субарктических водах, и есть такие, которые каждый день поднимаются и опускаются на несколько километров. Хотя мы представляем их себе как сугубо морских рыб, есть виды, которые живут в реках и озерах, причем в озера они приходят из рек, прыгая через пороги, подобно нерестящимся лососям.
Наконец, есть своеобразное семейство бамбуковых акул, которые в буквальном смысле ходят по дну на плавниках, что делает их похожими на кистеперых рыб. В общем, настоящие акулы во всем своем многообразии на самом деле гораздо интереснее скучноватого демонического образа, растиражированного поп-культурой, и если вы хотите узнать про них еще больше, то смотрите вторую часть передачи «У нас одна Земля» на Youtube-канале Общественного телевидения России.