Писатели-нобелеаты на денежных знаках
В преддверии награждения лауреатов Нобелевской премии, которое состоится 10 декабря, мы решили рассказать немного о некоторых писателях, которые не только получили премию за свои литературные достижения, но и попали на национальные банкноты.
Хотя Нобелевские премии вручают каждый год и каждый год про них рассказывают, мы все-таки напомним некоторые подробности относительно их истории и процедуры награждения.
Как известно, Альфред Нобель был инженером и химиком, сделавшим массу изобретений, самое известное среди которых – динамит. Нобель также был одним из крупнейших производителей оружия. И вот, когда умер его брат, в какой-то газете Альфреда перепутали с братом и выпустили новость с заголовком «Торговец смертью мертв». Нобель прочитал это и задумался, что останется после него, когда он в самом деле умрет. Считается, что именно тогда ему в голову и пришла идея премии.
В переписанном завещании он говорил о том, что на те средства, которые он оставит, следует учредить специальный фонд, из которого каждый год будут давать премии в пяти номинациях: за достижения в физике, в химии, в физиологии и медицине, в литературе и за вклад в укрепление мира на Земле. Позже, в 1969 году, по предложению Банка Швеции (Риксбанка) ввели шестую премию в области экономики; её вручают не из средств, оставленных Нобелем, а из средств банка.
Поначалу к завещанию отнеслись скептически, тем более, что родственникам Нобеля эта затея очень не понравилась. Тем не менее, как видим, идея оказалась более чем удачной – Нобелевские премии вручают по сей день. Всей организационной работой, в том числе распределением премий, организацией церемонии вручения и т. д., занимается Нобелевский фонд.
В области физики и химии лауреатов отбирает Шведская королевская академия наук, в области медицины и физиологии – Каролинский институт, в литературе – Шведская академия, в области экономики – Банк Швеции. Только выбор лауреатов на премию мира по желанию Нобеля отдали Норвегии, где для этого организовали Норвежский Нобелевский комитет.
Тут стоит уточнить, что не сам Нобелевский комитет, не Каролинский институт, не Шведская академия и т. д. изучают гору научных трудов по разным дисциплинам плюс художественную литературу, вышедшую за год – на это никакой академии и никакого комитета просто не хватило бы.
В действительности есть особый порядок номинирования на премию. Комитет заранее рассылает запросы примерно трем тысячам человек, которых просит указать, кого они считают достойным получить очередную премию. Те, кому приходит запрос – это известные исследователи, сотрудники университетов, писатели, знаменитые общественные деятели, лауреаты премии прошлых лет и другие выдающиеся персоны. В результате получается список примерно из трехсот номинантов, чьи имена публично не объявляются, равно как и сами номинанты не знают, что их выдвинули. Вся информация о выдвижении на премию остаётся секретной в течение 50 лет. Ну а потом из этих трехсот выбирают тех, кто премию действительно получит.
Объявление лауреатов Нобелевской премии происходит в течение первой недели октября, она так и называется – нобелевская неделя. Затем через два месяца наступает время церемонии награждения, которая приурочена к дате смерти Альфреда Нобеля и проходит всегда в один и тот же день – 10 декабря. Премии вручают одновременно в Осло и Стокгольме.
Кроме денежного вознаграждения (сумма которого изменяется с годами), каждый лауреат получает также диплом и медаль с профилем Нобеля. Завершается день торжественным банкетом в городской ратуше шведской столицы. На нобелевский банкет приглашается обычно более 1300 гостей, на нем всегда присутствует король Швеции и члены королевской семьи. Кстати, меню банкета до последнего держится в строжайшем секрете, за исключением одной позиции – мороженого (впрочем, каким оно будет, тоже никто не знает, пока не начнется банкет).
Нет нужды лишний раз говорить о том, насколько Нобелевская премия известна и престижна. Каждая страна чувствует гордость, когда кто-то из ее граждан или ее уроженцев получает «нобелевку», и нет ничего удивительного в том, что нобелевские лауреаты порой появляются на денежных знаках. Сейчас мы немного расскажем о банкнотных лауреатах, которые получили премию за литературные достижения – тем более, что сам Нобель был не чужд литературе.
О том, что он был химиком, инженером, изобретателем и т. д., известно всем, при этом мало кто знает о том, что в юности он мечтал стать писателем, но встретил стойкое противодействие со стороны своего отца. Альфред планировал отправиться в длительное зарубежное путешествие, и отец потребовал от сына, чтобы он перед турне дал ему обещание забыть о карьере литератора. Так мечты о писательстве остались несбывшимися. Впрочем, несмотря на обещание, Альфред продолжал писать стихи, хотя и не рискнул их обнародовать, и даже сжег то, что написал. Только в возрасте 63 лет он наконец-то опубликовал свою пьесу «Немесис».
Среди нобелевских лауреатов по литературе в нашем списке первым идет Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон (1832–1910) – первый норвежец, получивший в 1903 году Нобелевскую премию по литературе «За благородную, высокую и разностороннюю поэзию, всегда отмеченную свежестью вдохновения и редчайшей чистотой духа». Писателю тогда шел 71 год, и к этому времени он был признанным национальным классиком.
Бьёрнсон начал писать стихи с 11 лет, и с поэзией не расставался до конца жизни. Именно он стал автором гимна Норвегии:
«Да, мы любим край родимый,
Край лесистых круч,
Море, ветер нелюдимый,
Небо в хлопьях туч.
Любим дым родного дома,
И отца и мать.
Стужи бодрость нам знакома,
Солнца благодать…»
В 1857 году увидел свет его первый роман из крестьянской жизни – «Сюнневе Сульбаккен», через год – следующий роман «Арне», а затем – еще два, «Весёлый парень» и «Рыбачка». За пределами Норвегии Бьёрнсон также известен как основоположник норвежской национальной драматургии и критического реализма. Он возглавлял театр в Бергене, а впоследствии театр в Осло, занимался журналистикой, издавал газеты. Бьёрнсон умер 26 апреля 1910 года в возрасте 77 лет, в Париже, где в течение нескольких лет проводил зиму, но похоронили его с почестями в Норвегии (для доставки его останков был отправлен корабль береговой охраны Норвегии - HNoMS Norge).
Портрет Бьёрнстьерне Мартиниуса Бьёрнсона украшал лицевую сторону норвежской банкноты в 50 крон, которая была в обращении с 1950 по 1965 год, а в конце 70-ых – начале 80-ых его портрет перешел на новые зеленые купюры того же достоинства.
Через два года, в 1905, Нобелевскую премию «За выдающиеся заслуги в области эпоса» вручили писателю Генрику Сенкевичу (1846–1916) за трилогию: «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский». В своей речи на торжественной церемонии он сказал о том, что Нобелевская премия – высокая честь не только для него самого, но и для народа, сыном которого он является.
«Огнем и мечом» стал первым историческим романом Сенкевича, до этого он издал только несколько повестей и рассказов. В нем писатель переносит читателя в середину XVII века, во время восстания Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой. Впервые «Огнем и мечом» был опубликован в журнале «Друг народа» в 1884 году, и в том же году вышел в виде отдельной книги. Вторая часть трилогии – роман «Потоп». Действие его происходит в период польско-шведской войны 1655–1657 годов. Роман «Пан Володыевский» завершает историческую трилогию, в нем речь идет о периоде с 1668 по 1673 год, когда Польша боролась с турецкими вторжениями.
Последние два романа печатались в газетах «Слово», «Час» и «Дзенник познаньски», а в виде отдельных книг появились на свет в 1888 году. По словам писателя, своей трилогией он хотел укрепить сердца поляков в разделенной стране, в тяжелое время поражений национальных восстаний (в 1864 неудачей закончилось очередное шляхетское восстание на территориях Польши, принадлежавших Российской империи). Трилогия принесла Сенкевичу огромную популярность и материальный достаток – он стал польским писателем с самыми высокими заработками.
Впоследствии слава Сенкевича как блестящего исторического романиста только росла. С декабря 1896 года он стал членом-корреспондентом, а с ноября 1914 года – почётным академиком Санкт-Петербургской Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности.
Как и Бьёрнсон, Сенкевич умер не на родине. Это произошло в Веве, в Швейцарии, куда он выехал в начале Первой мировой войны, чтобы возглавить Комитет помощи жертвам войны в Польше. Ему было 70 лет. Первоначально писателя похоронили здесь же, в местном католическом храме, и только в 1924 году его прах перенесли в Варшаву.
Поляки посвятили своему нобелевскому лауреату банкноту достоинством 500 000 злотых, напечатанную в Польше 20 апреля 1990 года. Основной её цвет – сине-зелёный и черный, размер – 138 на 63 мм. Большую часть лицевой стороны занимает портрет писателя, а на оборотной стороне дизайнеры разместили три книги, по-видимому, олицетворяющие знаменитую романную трилогию. Книги лежат на щите, расположенном на фоне различного оружия и прочих военных атрибутов.
Следующий банкнотный лауреат – Хуан Рамон Хименес (1881–1958), испанский поэт, один из прекраснейших лириков не только испанской, но и мировой литературы. Премию он получил в 1956 году «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии». Впервые стихи Хименеса опубликовали, когда ему было только 16 лет, а уже в 19 у него вышли первые книги – «Души фиалок» и «Кувшинки».
Стихи Хименеса поражают читателей свежестью красок, изысканной музыкальностью и богатством образов, неразрывным соединением слова, музыки и красок. В молодости поэт увлекался живописью, и это помогало ему мастерски передавать словами все свои ощущения: «Хлещет по окнам ливень осенний; / Брызжут осколки струй на ступени, / Вымыв до глянца листья сирени. / В сердце, как в поле, льёт с небосклона… / Плещет и плещет дождь монотонно...»
За свою жизнь (он прожил 76 лет) Хименес выпустил около сорока поэтических и прозаических сборников, а умер в Пуэрто-Рико, куда эмигрировал в 1946 году. На испанские деньги он попал в 1980 году, когда в стране увеличилось число купюр банкнотного ряда, и к тем, что уже были в обращении, добавились 2000 и 5000 песет. Портрет Хименеса украшал лицевую сторону красно-оранжевой банкноты достоинством 2000 песет.
Писатель Шмуэль Йосеф Агнон (1887–1970) стал первым гражданином Израиля, получившим Нобелевскую премию, разделив ее в 1966 году с немецкой поэтессой Нелли Закс. Агнону присудили премию с формулировкой «За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами». В нобелевской лекции он подчеркнул влияние Талмуда и других религиозных книг на его творчество. Агнон писал на иврите и на идише. Ранее известный лишь небольшому кругу поклонников, после получения премии Агнон становится все более и более популярным, и сейчас он считается одним из самых выдающихся еврейских литераторов и пользуется славой национального кумира. В качестве иллюстрации того, каким почтением он был окружен еще при жизни, можно привести такой пример: когда в районе, где проживал писатель, начались строительные работы, мэр города приказал установить специальный знак вблизи его дома с текстом: «Соблюдайте тишину! Агнон работает».
Самое значительное произведение лауреата – двухтомный роман «Свадебный балдахин». В нем описываются приключения бедного хасида, который странствует по Восточной Европе в поисках мужей и приданого для трёх своих дочерей. Творчество Агнона включает, кроме романов, повестей и рассказов, переработанные народные сказки, главным образом из хасидского мира, древние легенды, и почти все они проникнуты глубокой верой в святость народа Израиля.
Писателю была посвящена одна из израильских банкнот – 50 шекелей, имевшая хождение с 4 сентября 1984 года до 1 июля 2000 года. На лицевой стороне её мы видим портрет Агнона на фоне книг и его автограф. Позднее вышла в обращение еще одна купюра с его портретом, но только с вертикальным оформлением.
Наконец, последний лауреат с банкнот – это колумбийский писатель, прозаик, журналист, издатель и политический деятель Габриэль Гарсиа Маркес (1927–2014). Нобелевской премии по литературе его удостоили в 1982 году «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Среди главных мотивов творчества Маркеса называют одиночество, ожидание, власть рока, смерть и жизнь после смерти.
Маркес написал много, но пожалуй, самые известные его книги – это повесть «Полковнику никто не пишет» и роман «Сто лет одиночества». Его считают одним из основным представителей так называемого магического реализма в литературе, для которого было характерно применение фантастических элементов при описании реалистической картины мира.
В октябре 2004 года было опубликовано его последнее произведение «Вспоминая моих грустных шлюх». С выходом ее в свет связана одна почти детективная история. За месяц до официальной презентации книжные «пираты» выкрали рукопись и пустили книгу в продажу. В ответ Маркес поступил довольно оригинально: он изменил финал, так что на официальной презентации была, можно сказать, уже другая книга, не та, которую выкрали «пираты». Миллионный тираж разошелся за рекордно короткий срок, а пиратские версии, которые не успели купить, конфисковала полиция, и теперь они предмет охоты для коллекционеров.
В настоящее время книги Габриэля Гарсиа Маркеса, одного из самых знаменитых писателей XX века, вошли в золотой фонд мировой культуры.
Умер он 17 апреля 2014 года в возрасте 87 лет. В день его смерти в Колумбии объявили трёхдневный траур. А через два года, 19 августа 2016 года, Банк Республики Колумбия выпустил в обращение новую купюру номиналом 50 000 песо с портретом Маркеса на лицевой стороне. Торжественная презентация банкноты прошла в городе Санта-Марта – столице департамента, где родился писатель. На банкноте дизайнеры изобразили писателя дважды, один раз – погрудным портретом, и один раз – во весь рост среди облака бабочек, что представляет собой трогательную отсылку к роману «Сто лет одиночества». (Кстати, тысячи бумажных бабочек отправили в небо под аплодисменты и во время церемонии прощания с писателем.) Основные цвета банкноты – пурпурный и индиго, размеры – 148 на 66 мм.
Возможно, кто-то удивится тому, что в нашем списке оказались одни мужчины. Но никакого сексизма тут нет, просто о женщинах-лауреатах – Сельме Лагерлёф, Сингрид Унсет, Габриэле Мистраль – мы уже писали (статья «Портреты на банкнотах: этих женщин знает весь мир!»).
Справедливости ради стоит сказать, что и мужчин с Нобелевской премией по литературе мы перечислили не всех, ограничившись лишь нескольким именами – чтобы наш рассказ не затянулся слишком уж надолго.