Что можно увидеть на небе в последние дни третьей декады мая

Вот и подошла к концу весна. Чем же порадуют нас ее последние дни? Продолжается бесконечный круговорот светил. Уже занимают свои места летние созвездия, уходят зимние….

28 мая 0 час 0 мин, юго-восток. Летний треугольник Вега (Лира), Денеб (Лебедь) и Альтаир (Орел).
28 мая 0 час 0 мин, Область зенита. Север снизу. Дракон, Геркулес, Волопас с Арктуром, Большая и Малая Медведицы, Лира, Северная Корона.
28 мая 0 час 0 мин, южная сторона. Юпитер, Луна и рассеянное скопление NGC 5897 в звёздных Весах; Сатурн, Веста и звёздные скопления М 25, М 20, М 22 в Стрельце; Змееносец, Змея, Млечный Путь.

Взглянем на небо в полночь 28 мая.

Точку зенита оккупировал Дракон, окружив ее с севера. С другой стороны на самый верх забрались Геркулес и Волопас со своим расположенным несколько ниже и западней Арктуром (-0.05m), главным светилом этой части неба. Еще ниже, на юго-западе, вольготно раскинулась изобилующая далекими галактиками Дева с ее главной достопримечательностью Спикой (0.97m), а под ней выглядывают из-под горизонта непримечательные созвездия Чаши и Ворона. С боков Деву окружают Весы и Лев.

В восточной части неба виден уже полностью взошедший "летний треугольник", словно маяками светящий тремя своими яркими навигационными звездами: Денебом (α Лебедя; 1.25m), Вегой (α Лиры; 0.03m) и Альтаиром (α Орла; 0.76m). На юго-востоке из-за горизонта выползает Скорпион со своей жемчужиной Антаресом (0.91m). Рядом выглядывает Стрелец, а над ними нависает Змееносец.

На западе уходят под горизонт зимние созвездия Возничего и Близнецов, уже скрылся Телец. Сверху их преследуют Рысь и Большая Медведица.

Теперь о планетах.
Меркурий движется по созвездию Овна, но 26 мая он перейдет в созвездие Тельца. Видимость утренняя, но только в южных районах страны. На средних широтах он практически не виден из-за низкого положения над горизонтом.

Венера перемещается в ту же сторону, что и Солнце по созвездию Близнецов. Она более 2 часов видна яркой звездой на вечернем небе. Видимый диаметр Венеры возрос до 12,8″, а блеск – до -4,0m. В телескоп можно увидеть ее диск без деталей, фаза около 0,8.

Марс находится в прямом движении по созвездию Козерога. Красную планету можно наблюдать около двух часов по утрам в юго-восточной части неба. Блеск планеты приближается к -1,0m, а видимый диаметр к 14,7″. В телескоп можно даже рассмотреть диск планеты с деталями поверхности.

Юпитер виден всю ночь. Гигант перемещается попятно по созвездию Весов близ альфы Весов, звезды Зубен эль Генуби. Угловой диаметр планеты составляет 44,4″ при блеске -2,4m. В небольшой телескоп можно разглядеть параллельные экватору полосы на диске планеты и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой.

Из центра Весов Юпитер стремится выбраться наружу. Не будем ему мешать. 31 мая он должен пересечь линию β–α Весов, от Шемали до Генуби. Кстати, 28 мая Юпитер окажется посередине между Луной и α Lib. ¾ до Луны, ¼ до α Lib. Если кто ещё не научился отыскивать на небе яркую ночную планету, Луна сослужит добрую службу! Не найти на лучшего экскурсовода по созвездию Весов, чем Юпитер! Ещё лучше, когда ему помогает Луна. В компании гиганта веселей смотрится и шаровое скопление NGC 5897.

Вместе с Марсом продолжает едва заметно перемещаться низко над горизонтом по созвездию Стрельца Сатурн. Южная сторона. Движение прямое, с востока на юг и на запад. Не больше 10° над горизонтом. Вслед за Юпитером он осваивает первую половину ночи и вечернее небо. Видимость более двух часов Время восхода планеты отодвигается , увеличивая наши наблюдательные возможности. Блеск Сатурна растёт около +0,2m, диаметр держится на уровне 18″. В телескоп виден и самый яркий спутник Титан (8m).

Уран расположился в созвездии Овна у границ с созвездиями Кита и Рыб, недалеко от звезды Торкуларис Септентрионалис (Омикрон Рыб, 4,2m). Видимость утренняя, +5,9 m, поперечник 3,3″.
26 мая начало утренней видимости Нептуна (7,9 m, 2,3″) в созвездии Водолея близ звезды Хидор (λ Водолея, 3,7m). Увидеть его можно даже при помощи бинокля. Для того, чтобы увидеть диск планеты, нужен телескоп с увеличением от 100 крат и выше.

Луна 22 мая вступила в фазу первой четверти. В своем движении по небесной сфере единственный естественный спутник Земли  26-31 мая посетит созвездия Девы, Весов и Змееносца, изменяя фазу от 0,4 до 1. Полнолуние наступит 29 мая. 26 мая в 6:00 Луна пройдет в 7° севернее Спики. 27 мая она перейдет в созвездие Весов и пройдет в 4° севернее Юпитера.

28 мая завершается наблюдения метеорного потока Эта Аквариды, который ещё называют Майские Аквариды. Его лучше наблюдать в предрассветные часы вдали от городских огней.

Из астероидов наиболее яркими и удобными для наблюдений будут: Веста (5,9m) в созвездии Стрельца и Церера (8,6m) в созвездии Льва. Весту при благоприятных условиях можно увидеть невооруженным глазом.

В конце мая достигает величины больше 10m Комета PANSTARRS (C/2016 M1). Она видна в созвездии Стрельца во второй половине ночи, на юго-юго-востоке не очень высоко над горизонтом. В качестве опорных звезд можно выбрать 26 мая ρ Стрельца, а 31 мая ψ Стрельца.

Ясного вам неба и удачных наблюдений!