Что можно увидеть на небе в первую декаду июня

Добро пожаловать в мир летнего звёздного неба! Поднялись высоко над горизонтом Северная Корона, Геркулес, Малая Медведица со своей Полярной звездой и Дракон, добравшийся до точки зенита. Ориона простыл уже след. Не видно и его верных собак, Большого и Малого Пса.

Звёздное небо Москвы 7 июня 2018 г. в 0 часов 0 минут, север. Возничий, Персей, Рысь и Близнецы; Большая Медведица, Жираф и Кассиопея.
7 июня 2018 г., 0 часов 0 минут; область зенита, северная сторона. Дракон петляет на самом верху; Малая Медведица, Большая Медведица и Цефей
7 июня 2 ч ночи, юг. Марс в Козероге, Сатурн, Веста, звёздные скопления М 25 и М 22 в Стрельце. Щит, Орёл, Змея и Змееносец. Малый конь и Дельфин.
9 июня 2018 г., 23 часа, юг. В гостях у звёздных Весов: Юпитер и шаровое скопление NGC 5897; Дева, Змееносец и Змея, Скорпион, Ворон.
9 июня 2018 г. 23 ч, северо-запад. Венера в Близнецах, Церера во Льве. Рак со звёздным скоплением М 44 Ясли; Рысь, Малый Лев и Большая Медведица.

Наше время – полночь 7 июня. 0 часов 0 минут по московскому времени. От горизонта будем взбираться по северному меридиану. Наша цель – зенит! Если направление выбрано правильно, на вершине звёздного царства нас должен встретить длиннохвостый небесный Дракон.

Итак, северная сторона. Готовятся зайти за горизонт Поллукс и Кастор из созвездия Близнецов. Наполовину высунулся из-за горизонта Возничий. Точнее, наполовину спрятался. Катится Возничий на своей небесной колеснице. Куда ведёт его небесная дорога? Следом за Персеем или следом за Орионом? Поживём — увидим! Сам северный меридиан проходит по краю созвездия Персея, на границе с Возничим. Хорошо устроился Персей в колеснице Возничего. Впереди — рассеянные скопления NGC 1513 и NGC 1528. Много рассеянных скоплений прячется у Возничего, но много их прячется и у Персея.

В Возничем светят звёзды Капелла и Алмааз. Лежит на горизонте рассеянное скопление NGC 1893. Впрочем, оно почти уже спряталось. NGC 1912, NGС 1778 и NGC 1857 спрятаться не успели, не говоря уже о NGC 1582 из созвездия Персея. На границе Персея и Возничего притаилось рассеянное скопление NGС 1664.

Заслуживает нашего внимания скопление NGC 1912. Номер – словно год двадцатого века. Скопление упоминается в каталоге Мессье как М 38 и вполне доступно для непосредственных любительских наблюдений. Блеск 6,4m, угловой диаметр 21′. От нас до скопления 4200 световых лет, возраст его 220 млн. лет. Тип по Р. Дж. Трамплеру III 2 m. Отдельная концентрация, но концентрации к центру нет, умеренный диапазон яркости, число звёзд от 50 до 100. Есть у Возничего ещё интересные скопления NGC 1960 (M 36) и NGC 2099 (M 37). Выйдет час, доберёмся и до них.

Но вернёмся к Капелле. Капелла (α Aur) — блестящая жёлтая звезда в среднем 0,08m возглавляет созвездие Возничего. Попробуйте оценить её цвет сами. До капеллы всего 42,2 световых года. Когда-то Капеллу считали двойником Солнца. Сходство и по цвету, и по температуре, действительно имеет место, но только на первый взгляд. При внимательном рассмотрении оказывается, Что Солнце на Капеллу совсем не похоже.

Капелла состоит из двух очень близких звёзд-гигантов спектральных типов К0 и G1. Диаметр одного из них (Капелла А) в 12, а другого (Капелла B) — в 7 раз превосходит Солнце. Линейное расстояние между центрами двух звёзд почти достигает радиуса земной орбиты. Угловое расстояние между Капеллой А и В составляет 0,05″, на пределе разрешения крупных оптических телескопов. Двойственность звезды подтверждает спектральный анализ. По периодическому изменению спектральных линий можно сделать вывод, что период обращения системы близок к 104 суткам.

Светло-жёлтая звезда Алмааз (ε Aur, 3,0m, F0) интересна не меньше Капеллы. До неё 2038,5 световых лет. Далеко до эпсилона, ничего не скажешь! А кажется, что перед нами две звёздные сестрички. Алмааз — затменная переменная с очень большим, возможно, самым большим из известных, периодом изменения блеска, который составляет 27 лет. У знаменитого Алголя этот период чуть меньше трёх суток, 61 час. Амплитуда блеска составляет 0,75m. В максимуме он в два раза ярче, чем в минимуме. Звезда огромная. Массивный сверхгигант в 190 раз больше нашего Солнца по диаметру как раз и кажется жёлтой, привычной для нас звездой, так похожей на Солнце. Но вторая компонента, невидимая звезда, по диаметру превосходит Солнце в 2700 раз. Это одна из самых больших из известных звёзд. Странно, что светимость второй компоненты мала и почти равна солнечной.

Из Персея перебираемся в созвездие Жирафа. Забрался Жираф на шею Персею. Не спешит слезать. Не так много в Жирафе примечательных объектов, но одно всё же встретилось. Рассеянное скопление NGC 1502. Движемся дальше. Длинная шея у Жирафа. В стороне замечаем спиральную галактику NGC 2403. С другой стороны — рассеянное скопление NGC 188. Но принадлежит оно уже к Цефею. Остроугольный Цефеев пятиугольник расположился поодаль. Не будем сегодня на нём останавливаться. Хватит нам скопления NGC 188. совсем близко от него весело подмигивает светло жёлтым светом Полярная звезда. Указывает она направление на север.

За Полярной следует Йилдун. Вторая звезда ручки ковша Малой Медведицы. По блеску эта звезда достаточно слабая, и на городском московском небе видна далеко не всегда. Пересекаем медвежий хвост. С двух сторон его сопровождают Большая Медведица и Цефей. Вспомнился замечательный советский мультфильм «Умка» с песней на слова Юрия Яковлева. «А всю ночь соседи, звёздные медведи, светят дальним кораблям...». Заканчивается Малая Медведица звёздами Кохаб и Феркад. Рядом с Феркадом имеется ещё Феркад Минос.

Ну а дальше — тело Дракона. Придётся нам через Дракона перешагнуть, никуда от этого не деться. Надо пройти между Эдасих и Аль Дхибайн Приор. Ещё небольшой шаг, и мы на самом верху. Точка зенита во владениях Дракона. Извивается драконье тело, складывается пополам и заканчивается трапециевидной головой со звездами Кума, Растабан, Эльтанин и Грумиум. С любопытством взирает драконья голова на самую верхнюю точку небесной сферы.

Настало время спускаться. Куда лучше: на восток, на запад, или быть может, на юг? Есть время, чтобы подумать. А пока можно перейти к рассмотрению Солнечной системы. Настало время перейти к планетам.

Не хочу погружаться сознаньем
В многоликий, пустой Интернет.
Лучше зреть чудеса мирозданья,
Наслаждаться движеньем планет!

Сразу после захода Солнца на голубом небе в той же стороне появляется Венера. Яркое, хорошо узнаваемое светило, на уже темнеющем небе. Единственный обитатель надлунного мира, которому не требуется сильного потемнения. Северо-западная сторона. Всю декаду Венера перемещается исключительно по созвездию Близнецов. 5° над горизонтом в 23 ч ночи, а в 22 ч высота 12°. Вполне достаточно. Удовлетворительная вечерняя видимость. Почти три часа между заходом Солнца и Венеры, но промежуток этот постепенно начинает таять. К концу декады венерианская фаза будет равна 0,77, уже не полная, но ещё не половинка. Блеск –4,00m. Видимый диаметр 14″. По сравнению с Юпитером, маловато.

9 июня в 4 часа 28 минут на 4,8° с юга прекрасная Афродита (−3,99m) приблизится к яркой звезде по имени Поллукс (+1,16m). Дело, как можно догадаться, будет происходить в созвездии Близнецов.

Церера, астероид №1, перемещается по созвездию Льва от Альгенуби к Альгиебе. Высота над горизонтом в тёмное вечернее время доходит до 20°. С началом потемнения высота достигает 28°, но нам лучше дождаться темноты. Церера не Венера, хоть и забралась высоко. Блеск Цереры к концу декады падает до 8,70m. Видимый диаметр «ушёл в ноль». Уже не отличается она от звезды.

Высоко залетела Церера,
Незаметен её нам размер.
Не спеша опустилась Венера,
Прозвучала мелодия сфер.

Венера опускается, а Юпитер поднимается. В какой-то момент они должны красоваться на одной высоте. У царя планет очень хорошая вечерняя и немного ночная видимость. Южная сторона. 20° в 22 ч ночи. Не так легко взбираться над горизонтом, находясь в домике созвездия Весов. Постепенный спуск к горизонту. Уже не напротив Венеры, но ещё далеко не рядом. Между белыми светилами 110° по азимуту. Не много и не мало.

Белые огненные химеры
Не вызывают у нас испуга.
Окружили небесную сферу,
Как похожи они друг на друга!

В это время, в этом часе,
В изумительной манере
Приближается Юпитер
К убывающей Венере.
Не стоят часы на сфере,
Сотня градусов в запасе...

В час ночи могущественный и величественный царь планет со свитой своих многочисленных спутников ещё гуляет над крышами домов, а в три часа начинает светать. Движение попятное, 1-4 июня Юпитер прошел в 1° над «южной клешней» созвездия Весов, α Lyb, Зубен эль Генуби (2,8m, A3). Из звёздного дома Весов гигант стремится выбраться наружу. Не будем ему мешать, это ненадолго. К концу декады блеск и видимый диаметр Юпитера составят −2,42m и 43″.

Продолжая дальше вниз прямую, соединяющую северную и южную клешню созвездия Весов, Шемали и Генуби, обязательно повстречаем Эвномию, астероид №15. Обитает Эвномия в Гидре. Эвномия-Брачиум-Юпитер образуют равнобедренный треугольник с вершиной в Брачиуме. Стоит ли обращать на неё внимание? Слабее «десяточки» 10m. Пять градусов над горизонтом в 23 часа. А почему бы не попытать счастья?

В районе полуночи на южной стороне выходят из-за горизонта Сатурн и Марс. Две цветные планеты, жёлтая и оранжевая, лимонная и апельсиновая. Они следуют друг за другом, хоть и разошли по разным созвездиям. Сатурн по-прежнему обитает в Стрельце. Долго он ещё будет там находиться. А Марс в созвездии Козерога неспешно перемещается на фоне неподвижных звёзд. Расстояние между ними по азимуту достигло тридцати градусов. Полночь стала водоразделом. Один восходит до полуночи, другой — после. 2 часа ночи — самое удобное время. Небо ещё тёмное, а планеты успели подняться на приличную высоту. На 8° поднялся Марс, на 12° — Сатурн. При опускании по высоте они должны поменяться местами. Только в три часа начинает светать, а в 5 утра жаркое дневное светило поднимается над домами. К концу декады блеск, видимый диаметр и фаза Марса будут составлять −1,49m, 17″ и 0,93. Блеск и видимый диаметр Сатурна-Кроноса будут составлять +0,11m, 18″. Размеры Марса и Сатурна почти одинаковы.

Не уступит Венере в размере
Ослепительный огненный барс.
Приближенье заметив по мере,
В Козероге красуется Марс.

Не поймёт, почему оказался на юге
Окружённый скопленьями Крон.
Колесо он вращает в испуге
И тихонько взобрался на трон.

В 2° под Сатурном обитает шаровое скопление М 22, оно же NGC 6656 (5,9m, 17′). В 3° над Сатурном — рассеянное. скопление М 25. В 2° правее М 25 обитает Веста, астероид № 4. У неё имеется ощутимый видимый диаметр 1″, блеск 5,60m. Весту можно увидеть вместе со скоплением М 25 на высоте 15° .На одной высоте с Сатурном, в 30° левее по азимуту нашёл себе приют бог подземного царства Плутон. Его блеск 14,23m. Простыми методами он недоступен.

Условия видимости Меркурия крайне неблагоприятны. Но Солнце с его жгучими лучами слишком близко. Выходит на утреннее светлое небо. Перед Солнцем.

Невидимые планеты должны появиться с утренней стороны. Нептун гуляет по Водолею, а Уран по созвездию Овна. Много лет подряд обитал Уран в созвездии Рыб. Теперь у него новое место пребывания. Ничто не вечно под Луной. Блеск и видимый диаметр Урана составят 5,87m и 3″. При начинающем светлеть небе высота над горизонтом достигнет 7°. Блеск Нептуна к концу декады составит 7,89m, видимый диаметр стабильно держится на уровне 2″. Условия его видимости даже лучше, чем у Урана. При начинающем светлеть небе, в 3 часа ночи, богу морей удастся взобраться на высоту 20°. Ориентир — λ Водолея, старая наша знакомая, кончик носа космического инопланетянина. Ищите в 1° правее. Если повезёт с погодой.

А Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. В сети первой декады июня попала последняя четверть, которая наступит 6 июня, в 21 час 31 минуту по московскому времени. После полнолуния Луна постепенно отодвигается на утреннее небо. Видимость исключительно после полуночи.

Луна 6 июня восходит в 1 час 17 минут, а заходит в 11 часов 22 минуты. Пройдёт немало времени после восхода жаркого дневного светила, а Луна, белолицая наша Селена будет отлично видна на фоне яркого голубого неба. Лучшее время для дневного наблюдения Луны.

Метеорных дождей пока не предвидится: η-Аквариды исчерпали себя 20 мая, а Боотиды начнутся лишь 22 июня. Может, залетит какой-нибудь приблудный случайный камень?

Не забывайте открывать «Науку и жизнь»!

Удачных наблюдений!