Что можно увидеть на небе в первую декаду августа

Мы добрались до завершающего лето месяца с самыми прохладными и тёмными ночами. Он обещает нам ясные ночи и всю красоту звездного неба.

Звёздное небо Москвы 8 августа 2018 г. в 0 часов 0 минут, запад вблизи горизонта
8 августа 2018 г., 0 часов 0 минут; околозенитные области. Лебедь, Цефей, Лира и Дракон.
7 августа, 1 час ночи, восток. В гостях у звёздного Тельца: Луна вблизи Альдебарана, Гиад и Плеяд. Уран в гостях у звёздного Овна. Персей, Треугольник, Рыбы и Кит.
9 августа 21 ч, запад. Венера в Деве, Церера во Льве, Юпитер в Весах.
10 августа 0 ч, юг. Марс в Козероге, Нептун в Водолее, Сатурн и Плутон в Стрельце, Веста в Змееносце.
Частное солнечное затмение 11 августа 2018 г. Карта прохождения.

Настал черёд западного меридиана, от горизонта до зенита. Пусть будет восьмое августа, звёздная полночь. Западная сторона вблизи горизонта. На пути вверх пересекаем самый краешек созвездия Девы. Неподалёку притаилось шаровое скопление М 5 из созвездия Змеи. Скопление хорошо видно в бинокль даже с балкона. Направляемся в гости к Змее и мы. Равносторонний треугольник Змеи будет для нас ориентиром. Но сперва пересекаем угол созвездия Волопаса. С одной стороны — Унукалхаи, с другой — Муфрид, Арктур, Изар и Сегинус.

Красноватый Арктур великолепно смотрится в любое время года, даже на городском небе. Кроме него некому конкурировать с белой Вегой. Планеты нынче высоко не поднимаются. Но склонился к горизонту даже Арктур. Западная сторона. Там звёздам велено опускаться под горизонт.

На треугольную змеиную голову одета продолговатая Северная Корона со звездами Альфекка и Нусакан. Основание змеиного треугольника указывает на созвездие Геркулеса. Где первой появляется звезда Марсик, затем Корнефорос. Вначале одна нога Геркулеса, затем другая. Изгибается вторая нога в колене. Светит там звезда Сарин. Чуть подальше, ближе к ступне – звезда Маасым. Хорошо виден перевёрнутый стакан, летящий в космосе. Трапеция с коротким основанием внизу – туловище Геркулеса. Прячутся около него главные достопримечательности созвездия – шаровые скопления М 13 и М 92. Снежные шарики весеннего и летнего неба. Именно там путешествовал главный герой фантастического романа Георгия Гуревича «В зените».

Всё выше и выше! Из Геркулеса попадаем в созвездие Дракона. Трапециевидная у него голова, почти квадратная. Кума, Растабан, Этамин и Грумиум. Но трапеция эта совсем не похожа на трапецию геркулесова туловища. Тем более, на хорошо знакомую львиную трапецию. Много трапеций летает в космосе, очень много. И каждая имеет своё лицо.

Извивается длиннохвостый небесный Дракон, ползёт по небосводу. Скрипит по небесной сфере драконья чешуя. Извивается драконье тело, складывается пополам. Драконья шея укажет нам нужное направление. Перед нами звезда Альтаис за ней Тыл. За Тылом разворачивается драконье тело на 180° к себе самому. Потом драконье тело складывается ещё раз, разворачиваясь в звёздном пространстве.

Точка зенита находится нынче на территории Лебедя. Расходятся из неё меридианы. Широко расправил Лебедь свои крылья. Мощная, сильная, благородная птица. Созвездие Лебедя напоминает огромный крест. Высоко расположился он, хорошо виден из любой точки земной поверхности. Перекрестие лебединого креста отмечает звезда Садр. Чуть выше расположился Денеб – самая яркая звезда Лебедя

Окружает Садр множество звёздных скоплений. Проходит через Лебедь полоса Млечного Пути. Любят рассеянные скопления Млечный Путь. Нравится им его молоко. А вот шаровым скоплениям молоко Млечного Пути не по вкусу. Стоит обратить внимание на рассеянные скопления NGC 6819 и NGC 6866. А совсем рядом с Садром расположилось погруженное в туманность скопление NGC 6910. Оно такое не одно. Есть ещё погружённые в туманности скопления NGC 6913 и IC 4990.

Среди множества скоплений недалеко от звезды ρ Лебедя прячется хорошо доступное любительской технике скопление М 39, которое можно увидеть даже в бинокль. Оно довольно малочисленно и объединяет 25 горячих белых гигантских звёзд. На небе оно занимает площадь, равную диску Луны. В реальном пространстве скопление удалено от нас на 260 парсек. Радиус его составляет 2,4 парсека.

По другую сторону от самой верхней точки небосвода расположился Цефей. Остриё цефеевого пятиугольника, Эррай, указывает на север. В другую сторону расположены Альфирк и Альдерамин. Внутри цефеевого пятиугольника разместилось рассеянное скопление NGC 7160. Окружили его с двух сторон Гранатовая звезда и звезда по имени Курхах.

Теперь к планетам. В начале августа Солнце заходит на московском небе почти в девять вечера. С уходом Солнца подзвёздный мир начинает шевелиться. Кто-то восходит, кто-то заходит. Времена восхода и захода представителей Солнечной системы в хронологическом порядке представлены ниже на первое августа. Не страшно, что оно миновало. За декаду мало что изменится.

Заход Солнца     20.30
Заход Сатурна    1.40
Заход Плутона    2.50
Заход Марса       3.15
Восход Солнца   4.45

На вечернем небе друг за другом появляются Веста, Сатурн и Плутон. Им даже не требуется восходить. С наступлением темноты светила уже находятся над горизонтом. От юга к юго-западу. Градусов 10 над горизонтом. Сатурн и Плутон перемещаются по созвездию Стрельца. Веста тоже совсем недавно гуляла по Стрельцу, а теперь перешла в Змееносец. Движение у неё попятное, слева направо и смещается она быстрее Сатурна, а тем более Плутона, потому что ближе расположена к нашей Земле. Очень хорошая ночная видимость с оговоркой на то, что объекты эти не слишком яркие и созвездия их обитания поднимаются в наших краях не слишком высоко. Через час-другой после полуночи они друг за другом скрываются за горизонтом.

У Венеры – вечерняя видимость. Не такая блестящая, как пару месяцев назад. Западная сторона, созвездие Девы. Градуса три над горизонтом при начинающем темнеть небе. Время видимости час с небольшим. Но Венера – объект яркий, и виден сразу после захода Солнца. Правее и выше Венеры в это время на семи градусах будет висеть Церера, самый большой астероид. Созвездие Льва, градусов восемь над горизонтом. Что-то нынче не видать Меркурия…

Венера опускается, и Юпитер тоже опускается. Юго-западная сторона, вечернее небо. В 22 ч Юпитер располагается на высоте 4°. Это вдвое меньше, чем в это время у Сатурна. Уже не напротив Венеры, но ещё далеко не рядом. Видимость почти как у Венеры, учитывая то, что он прилично уступает ей в блеске. Полтора часа в нашем распоряжении, при самых благоприятных условиях. Перемещается Юпитер по созвездию Весов. Между Змееносцем и Львом можно отыскать это неприметное созвездие. Тесно стало гиганту в доме Весов. Не удержат его ни северная клешня, ни южная, ни клешня Скорпиона. Выбрался верховный наружу. Располагается справа, в каких-то двух градусах, от «южной клешни» созвездия Весов, α Весов (Lib), Зубен эль Генуби (2,8m, A3).

Настало время упомянуть Марс, красную планету. Мы имеем дело с великим противостоянием. Марс уже заметно отличается по виду от своего напарника Сатурна. Оранжевая звезда разгорелась, и её очень хорошо видно. Яркий сейчас Марс, очень яркий. Внешне даже похож на Венеру, не считая цвета. Кружит красная планета между Стрельцом и Козерогом, петляет. Козерог — основное место его пребывания. Отдалился Марс от Сатурна уже довольно прилично, но окончательно расставаться с ним не спешит. Следуют они друг за другом с наступлением лёгкой темноты. Марс по-прежнему восходит, незадолго до полуночи. Ночная видимость. В 2 ч ночи Сатурн уже скрывается за горизонт. Через час за ним последует ярко-оранжевый Марс.

Восстанавливается видимость «невидимых» планет, Уран перемешается по созвездию Овна, а Нептун — по созвездию Водолея. Движение прямое. Время восхода планет стремится к вечеру. Обе планеты восходят уже до полуночи. Если бы планеты были бы доступны простому глазу, то служили бы главными украшениями ночного неба. Постепенное восстановление полноценной ночной видимости. С точки зрения продолжительности видимости, у Нептуна дела обстоят лучше. Ориентир для поиска Нептуна по-прежнему λ Водолея. При поиске Урана уже можно ориентироваться на Плеяды.

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды.

После полнолуния Луна постепенно отодвигается на утреннее небо. 4 августа, в 21 часов 17 минут по московскому времени ожидается последняя четверть. Левая лунная половинка. Видимость после полуночи. Луна в этот день восходит в 23 часа 17 минут, кульминирует в 5.52 на высоте 41°, а заходит в 12 часов 59 минут. В это время наш спутник хорошо заметен на светлом сине-голубом небе даже в присутствии дневного светила. Прекрасное время для дневного наблюдения Луны. Пройдёт немало времени после восхода жаркого дневного светила, а Луна , белолицая наша Селена будет отлично видна.

Луну ожидают встречи со звёздными скоплениями. Первым делом — достопримечательности рогатого Тельца. Так уж получилось, что ближайшему к нам крупному небесному телу суждено регулярно встречать на своём видимом пути ближайшее звёздное скопление. 6 августа, в 18 часов 10 минут Луна пройдёт в 0,3° севернее звёздного скопления Гиады (+0,5m). Меньше лунного поперечника. Фаза Луны будет составлять 30%. Этим же вечером, в 21 часов 37 минут, Луна на 0,1° с севера подойдёт к Альдебарану (+0,87m). Красный маяк Альдебаран хорошо виден на городском небе. Как будто погружён в Гиады, но сам к ним не относится, а расположен в пространстве ближе. Видимая часть Луны успеет сократиться до 26%. К сожалению, к этому времени Селена ещё не успеет выйти из-за горизонта.

10 августа в 4 часа 28 минут Луна на 4,7° с юга подойдёт к достаточно яркому звёздному скоплению Ясли М 44 (3,10m) из созвездия Рака. Лунная фаза будет составлять 67%. Жаль, что лето является далеко не самым удобным временем для наблюдения звёздных Яслей.

А 11 августа, в самом начале следующей декады, нас ожидает немного видимое в Москве частное солнечное затмение. Информацию о затмении можно получить на страницах нашего журнала (см. НиЖ № 7 2018)

Теперь о метеорах, огненных небесных стрелах. С α-Каприкорниды. Активны с 3 июля по 15 августа, максимум уже был с 27 по 29 июля. Поток слабый, ZHR (зенитное часовое число) всего 4-5. Существуют предположения, что возраст потока составляет около 1000 лет. Примерно в это же время наблюдаются южные δ-Аквариды. Общая активность потока продолжается с 12 июля по 19 августа. Максимум попадает на те же числа, что и предыдущего потока. Радианты двух потоков расположены неподалёку. Один в Козероге, другой в Водолее. ZHR южных δ-Акварид около 20. Но всё это мелочи по сравнению с Персеидами — главным украшением августа. Поток активен с 17 июля по 24 августа, максимум 12 августа.

Впервые в небольшой телескоп в 2018 году можно увидеть комету С/2017 S3 Panstarrs, открытую американскими астрономами в 2017 году. В августе комета должна достигнуть максимального блеска, и её, при благоприятных обстоятельствах, можно увидеть невооруженным глазом.

Не забывайте открывать журнал «Наука и жизнь»! Там много интересной и полезной информации. И не только о небесных телах.

Удачных наблюдений!