№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Синдром хронической усталости – уравнение со многими неизвестными

Несмотря на все усилия медицинской науки, мы до сих пор не вполне понимаем, почему на некоторых людей вдруг сваливается неизлечимая усталость.

Среди обычных признаков СХУ – необъяснимая усталость, длящаяся более шести месяцев, мышечная и головная боли и нарушение сна. (Фото: KrisCole / Depositphotos

В 1984 году в США было зарегистрировано около 200 случаев неизвестной болезни: пациенты ощущали мышечную слабость, ухудшение настроения и постоянную усталость даже после долгого сна. В крови пациентов обнаружили вирусы, подобные вирусу герпеса, но выявить точную причину недомогания тогда не удалось – и не удается до сих пор.

Сегодня эта болезнь известна под названием синдром хронической усталости (СХУ), или миалгический энцефаломиелит. И речь вовсе не о тех, кто просто часто устает, хотя с частой усталости все и начинается. Один из главных симптомов – постоянное необъяснимое утомление, которое держится несколько месяцев. К нему добавляются проблемы с памятью и концентрацией внимания, слабость, боли в мышцах и суставах, плохой сон, головные боли, одышка, сердцебиение и т. д.; порой человеку кажется, что у него начинается грипп.

Несмотря на постоянную усталость, многие продолжают заниматься повседневными делами, отчего им становится только хуже. Простые действия, вроде похода в магазин, становятся трудной, а иногда и невыполнимой задачей, некоторые пациенты испытывают настолько сильное недомогание, что даже не в силах встать с кровати. Доходит до того, что любое движение стоит невероятных усилий, а громкий звук или яркий свет может принести физическую боль.

Проблема усугубляется тем, что, хотя во многих странах (но не в России) медицина признает СХУ как настоящее заболевание, не все доктора чувствуют в себе уверенность диагностировать его, и, например, в Великобритании 85% больных с СХУ могут и год, и два ходить со своими симптомами от врача к врачу без диагноза. В результате даже сложно точно оценить, сколько людей страдают от заболевания, цифры здесь колеблются от 7 до 3000 человек на каждые 100 000.

С другой стороны, такая нерешительность врачей вполне объяснима – как было сказано выше, причины синдрома хронической усталости до сих пор неясны. У болезни нет группы риска, среди больных есть как люди старшего возраста, так и подростки с детьми. Хроническая усталость чаще встречается у женщин, чем у мужчин, но почему так – неизвестно. Насчет генетической предрасположенности тоже не все ясно: с одной стороны, если СХУ есть у одного из близких родственников, то у другого это более чем вдвое повышает вероятность болезни, однако более явных указаний на генетические факторы тут нет.

Лабораторные тесты, вроде анализа крови, во многих случаях просто ничего не показывают. И это, кстати, было одной из главных причин, почему СХУ долгое время считали сугубо психологическим расстройством; кроме того, были серьезные данные, что от него удавалось избавиться только лишь методами психологической терапии. Однако три года назад в США было опубликовано масштабное исследование, авторы которого проанализировали около 10 000 работ, посвященных СХУ – и пришли к выводу, что мы имеем дело не с чисто психологической проблемой, а с комплексным системным хроническим заболеванием, затрагивающим самые разные системы организма.

Сейчас известно, что в некоторых случаях у больных повышен уровень воспалительных молекул, а также разного метаболического мусора, который, скорее всего, генерирует кишечная микрофлора. Это вполне согласуется с тем, что СХУ начинается порой с вирусной инфекции или с желудочно-кишечных проблем. Также не исключено, что синдрому помогают иммунные нарушения, хотя известные аутоиммунные болезни, вроде волчанки или рассеянного склероза, которые сопровождаются системным воспалением, статистически никак с СХУ не связаны. И ни антибиотики, ни противовирусные препараты, ни иммуносупрессоры, ни антидепрессанты не демонстрируют достаточно убедительного эффекта, когда ими пытаются лечить больных с хронической усталостью. (Одно время говорили про специальный вирус синдрома хронической усталости, но хотя, как мы только что сказали, СХУ может развиваться после самых разных вирусных инфекций, специального вируса у него все-таки до сих пор не нашли.)

Все это превращает поиск причин заболевания в какой-то детектив с вечно неуловимым преступником. Так, исследователи из Колумбийского университета полагают, что тут все дело в пищеварительном тракте (чуть выше мы говорили о метаболическом мусоре, который у больных СХУ приходит из кишечника). Сравнив состав кишечной микрофлоры и химический состав крови у здоровых людей и у пациентов с синдромом хронической усталости, авторы работы обнаружили, что и микрофлора, и состав крови у тех и у других сильно отличаются. Кишечник, как известно, тесно общается с мозгом, соответственно, кишечная микрофлора может влиять на нервную систему. У больных СХУ обнаружили ряд микробов, из-за которых связь между мозгом и кишечником нарушается; возможно, это связано с неправильным синтезом витамина В6 и некоторых других важных биологических молекул.

Другая точка зрения у исследователей из Университета Гриффита – они полагают, что причина СХУ в мутации, нарушающей структуру одного из рецепторов под названием TRPM3. Он транспортирует внутрь клетки кальций, кроме того, рецептор TRPM3 помогает регулировать метаболизм глюкозы. Этот рецептор есть у разных клеток, поэтому, если в него попадает мутация, то проблемы с доставкой кальция могут начаться в самых разных отделах организма – в головном и спинном мозге, поджелудочной железе. Если так, то понятно, почему симптомы СХУ не ограничиваются только лишь постоянной усталостью.

Также бытует мнение, что синдром хронической усталости – это недуг больших городов и быстрого ритма жизни. У городского жителя расстроены биологические часы: он просыпается рано, ложится поздно, поздно ужинает, вечера проводит перед экраном ноутбука или планшета или со смартфоном в руке (электронные гаджеты – известный фактор риска для суточных ритмов). Расстроенные биологические часы могут довольно сильно испортить жизнь – мы писали о том, как нарушенные суточные ритмы плохо сказываются на иммунитетемикрофлоре, как они повышают вероятность рака и диабета, так что почему бы в этом списке последствий не оказаться и СХУ.

Впрочем, вряд ли тут имеет смысл говорить о конкретном «преступнике» – коль скоро болезнь системная и комплексная, то и причин у нее, скорее всего, много, и действовать они могут хоть и вместе, но каждая по-своему.

И если мы не знаем причину болезни, то, как следствие, не слишком преуспеваем и в ее лечении. Обычный совет, который дают больному с СХУ – это отдохнуть, хорошо выспаться и встряхнуться. Но при хронической усталости ни сон, ни отдых не приносят облегчения. Кроме того, человек с хронической усталостью редко вызывает сочувствие окружающих: его считают симулянтом, лентяем, ипохондриком, напрашивающимся на жалость, и т. д. А с таким отношением от хронической усталости и до депрессии рукой подать.

Помимо психотерапии и диеты, больным с СХУ часто предлагают в качестве лечения интенсивные физические упражнения. Однако в последнее время мнение насчет спортивной терапии переменилось – считается, что она как минимум не помогает, а согласно некоторым исследованиям (вроде того, что было опубликовано три года назад в журнале Pain), интенсивные физические упражнения при СХУ делают только хуже. И в целом, увы, тем, кто страдает от этой болезни, остается надеяться, что современная наука все же употребит всю мощь своих методов на то, чтобы все-таки выяснить причины синдрома хронической усталости и найти способ его победить.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее