Что можно увидеть на небе в третью декаду августа

Вот и заканчивается самый последний, самый звёздный, самый тёмный месяц лета. Ясные ночи продолжают нас радовать, хотя и стали холодными. Постепенно увеличивается продолжительность тёмного времени суток. Пока ещё прекрасно видны летние созвездия. Летний треугольник Вега-Денеб-Альтаир, Лира-Лебедь-Орёл.

Звёздное небо Москвы 28 августа 2018 г. в 0 часов 0 минут, юг вблизи горизонта. Луна и Нептун в Водолее; Марс на границе Стрельца и Козерога; Южная Рыба, Пегас, Малый конь и Дельфин.
28 августа 2018 г., 0 часов 0 минут; околозенитные области. Цефей, Лебедь, Ящерица, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Лира и Дракон.
28 августа 22 ч, юг. Сатурн и Плутон в Стрельце; Марс в Козероге; Веста в Змееносце. Щит, Орёл и Змея.
29 августа 19:30 ч, юго-запад. Венера и Церера в Деве, Юпитер в Весах. Волопас, Волосы Вероники и Змея.
31 августа 4.30 утра, восток. Меркурий во Льве. Рак, Малый пёс, Близнецы, Возничий, Рысь, Большая Медведица и Малый Лев.

Для рассмотрения созвездий выберем 28 августа, 0 часов 0 минут. Ориентируемся мы на московское небо. Южная сторона. От горизонта и до зенита. А дальше — посмотрим!

Итак, южная сторона вблизи горизонта. Есть небесный океан или нет, только плавает там Южная Рыба. Много рыб плавает на небе. И Летучая, и Золотая, и просто рыбы. Теперь очередь за Южной Рыбой. Не часто она посещает наши края. Самая яркая звезда созвездия зовётся Фомальгаут. Именно оттуда вернулся главный герой фантастического романа Станислава Лема «Возвращение со звёзд»:

—Я только вчера вернулся... из очень далёкого путешествия.
— Откуда?
— С Фомальгаута.

Из Южной Рыбы попадаем в царство Козерога. У Козерога тоже есть рыбий хвост. А ещё есть рога. Встречает нас шаровое скопление NGC 7099, оно же М 30. За ним следуют звёзды Денеб Альгеди и Нашира. Голова Козерога. А может хвост? За советом можно обратиться к Яну Гевелию. С другого края Козерога светятся звёзды Дабих, Альшат, Прима Геди и Секунда Геди (Альгеди). Музыкальные интервалы на звёздном небе. Кто сказал, что нет музыки небесных сфер? Машет нам Козерог своим рыбьим хвостом. Сопровождают с двух сторон Козерога Водолей и Стрелец.

Марс обитает на границе Стрельца и Козерога. Но всё-таки в Стрельце. В 5° над горизонтом. 28 августа у Марса стояние. Попятное движение он сменяет на прямое и направляется обратно из Стрельца в Козерог. Ещё поднявшись на 5°, обнаружим шаровое скопление М 75, оно же NGC 6864. Также, как и Марс оно обитает в созвездии Стрельца вблизи с Козерогом, но перемещаться никуда не собирается.

Обрушился на Козерога поток воды Водолея. Звёзды Альбали и Садалсууд. Между этими звёздами, чуть пониже, можно отыскать планетарную туманность NGC 7009. В каталоге Месье объект не значится. Не приметил её знаменитый ловец комет Мессье.

По другую сторону от южного меридиана — звезда Садалмелик. Посередине над Садалсуудом и Садалмеликом располагается шаровое скопление М 2 или NGC 7089. Почти равнобедренный треугольник с вершиной в скоплении. За Садалмеликом следуют Садахбия и Анча.

Созвездие Водолея похоже на голову инопланетянина с ухом, антенной и носом. На носу у инопланетянина, в двух градусах от его кончика, по прежнему гуляет Нептун. 25° над горизонтом. За нос Водолея ведёт Луна.

Попробуйте отыскать бога морей
В пяти градусах правей от нашей родной соседки.
Берите в руки оптические инструменты скорей!
Но помните: Луна создаёт дополнительную засветку...

Движемся дальше вверх. Проходим между Садалмеликом и М 2. Попадаем в хвост созвездия Пегаса. Необходимо его перепрыгнуть. Между Бихамом и Энифом. Продолжая хвост дальше, можно увидеть шаровое скопление М 15. Хорошо доступно биноклю. Снежный шарик среди жаркого пока ещё лета. 15 минут дуги в поперечнике, почти половина лунного диска. Одно из наиболее далёких шаровых скоплений. 27 тыс. световых лет. Размер скопления близок к 118 световым годам. Внутри прячется около шести миллионов солнц!

Слева – знаменитый квадрат Пегаса. Огромный небесный ковш. Не так много ковшей на небе. Кроме Пегаса есть ещё Большая, Малая Медведицы и Плеяды. Альгениб, Альферац, Шеат и Маркаб. Ручка ковша: Хомам, Бихам, Эниф. Звучит как арабское заклинание. Машет крыльями звёздный Пегас. Поднимается высоко в небо. Развевается на звёздном ветру грива.

Недалеко от Пегаса загорает на скале Андромеда. За хвостом Пегаса расположились Малый Конь и Дельфин. Покатаемся намного на Пегасе и переберёмся к Лебедю. Слева по курсу — звезда Матар, справа — Гиенах Лебедя.

Путешествовать на Лебеде тоже неплохо! Вытянул Лебедь свою Длинную шею, взирает на окружающие окрестности. Правда сама птица расположилась в стороне от меридиана. В стороне, противоположной от Ящерицы. Широко расправил крылья небесный Лебедь. Изгиб лебединого крыла обозначает звезда Гиенах Лебедя. А под крылом у Лебедя расположилась Лисичка. Непосредственно пред нами светится рассеянное скопление NGC 7063. Перекрестие лебединого креста отмечено звездой Садр. Ещё ближе к нам расположилась звезда Денеб. Самая яркая звезда Лебедя. Одна из трёх звёзд летнего треугольника. Простирается через Лебедя полоса Млечного Пути. Перед нами любопытные рассеянные скопления NGC 7092 и IC 1369. Шаровых скоплений в толще Млечного пути не водится.

Вверх, вверх и вверх! И мы уже на самом верху! Недалеко от зенита – звезда с интересным названием Азельфафаге. Раньше такая не попадалась. Упёрся Лебедь в точку зенита. Но зенит Лебедю не принадлежит. Лежит зенит на границе Лебедя и Цефея. Но всё-таки в Цефее, если присмотреться внимательней. Окружили с трёх сторон самую верхнюю точку небесной сферы Кассиопея, Цефей и Лебедь.

Сопровождает нас в пути Ящерица. Изогнула свою спину и стремительно карабкается наверх, извивается её блестящая спина словно змея. Отчётливо просматривается голова. Голова у Ящерицы всегда на месте. Ящерица несёт в себе сокровища. Рассеянные скопления NGC 7209 и NGC 7243.

А есть ещё Волопас — созвездие универсальное. Прекрасно чувствовал он себя на весеннем небе. Но и сейчас, в конце августа Волопас смотрится очень даже неплохо. Зайдёт Юпитер, а Арктур будет продолжать светить. От Волопаса звёздная дорога приведёт к Геркулесу. Далее Лира, Змееносец и Щит. А на самом верху широко расправил крылья небесный Лебедь. Летние созвездия нас ещё порадуют. Немного напомнят о себе созвездия осенние. А встреча с зимними созвездиями ещё впереди!

Пора перейти к планетам. Венера красуется на вечернем небе. Юго-запад в сторону запада. Венера заходит следом за Солнцем. Как только зайдёт Солнце, и на его месте, на фоне светлых участков неба, можно увидеть Венеру. Забралась красотка в созвездие Девы. Совсем близко от Спики, самой главной звезды Девы, градуса два будет. Впрочем, это Венера является ориентиром для Спики. В Деве также прячется Церера, но Венера намного ярче. В телескоп можно попробовать различить венерианскую фазу.

Запад нас перестал удивлять.
Пусть Венера пойдёт погулять!
Но спустилась красотка не зря:
Догорает, алея, заря...

У Юпитера условия более благоприятные, чем у Венеры. Вечернее небо, юго-западная сторона. При начале потемнения в 20 ч он будет на высоте 8°. В его распоряжении чуть меньше двух часов после захода Солнца. Но блеск у Юпитера поменьше венерианского. В это время Эвномия зайдёт за горизонт. Перемещение по созвездию Весов, в 2° левее и выше «южной клешни», Зубен эль Генуби. Появляется при ещё светлом небе и сразу опускается.

Следом за Юпитером на вечернем, пока ещё начинающем темнеть небосводе, появляются Сатурн и Марс, Кронос и Арес по-гречески. Цветные планеты красуются в южной стороне. Вечернее и ночное время до полночи включительно. Цветным планетам больше по вкусу вечернее небо, чем утреннее. Почему цветные? А вы посмотрите внимательней. Жёлтая и оранжевая, лимонная и апельсиновая планеты. Сатурн перемещается по Стрельцу, а Марс — тоже по Стрельцу. Из Козерога в Стрелец и обратно. 24 августа Марс возвращается из Козерога в Стрелец. Проходит в 4° под нашим хорошим знакомым, шаровым скоплением М 75. 28 августа стояние и начинается движение обратно, т. е. Попятное движение в очередной раз сменяется прямым. 31 августа Марс подходит к границе Козерога. Пока Марс от нас не улетел, обратим внимание на его полярные шапки и готовьтесь к следующему противостоянию! Оранжевая планета является настоящим украшением синего небосвода.

«Марс колонизировать трудней. Но у нас и сил намного больше. Дайте нам время и людей — и мы станем не хуже Земли, — читаем в фантастическом романе Артура Кларка «Пески Марса». — Даже теперь мало кто хочет уезжать отсюда. Может быть, сейчас Марс Земле не нужен, но рано или поздно он ей понадобится».

Между Сатурном и Марсом в Стрельце обитает таинственный Плутон, охранитель границ Солнечной системы. Веста, самый яркий астероид (№4) сместилась правее Сатурна. Разделяет их теперь по азимуту 7°. Веста перешла в созвездие Змееносца. Теперь обитает почти на одной с Сатурном высоте, пониже Сатурна уже будет. 7° градусов над горизонтом в 23 ч обещать можно. Ярко-оранжевая окраска Марса производит сильное впечатление...

С помощью бинокля или фотоаппарата можно отыскать Уран и Нептун. Нептун гуляет по Водолею, Уран — по Овну. Высовывают из небесного океана головы Рыбы. В океане этом, подобно куску дерева, плавает наша родная планета Земля. Клюёт носом Водолей. На носу этом, словно муха, сидит бог морей Нептун. Восходит Нептун следом за заходом захода Солнца, Уран — через час с небольшим. От востока через юг к западу. В 23 ч уже в 20° над горизонтом. Улучшение видимости. При поиске Нептуна можно ориентироваться на Марс. У Урана великолепными компаньонами будут Плеяды и Гиады с Альдебараном. Их время — осень. А осень у нас носу...

Казалось бы, скопились наши планеты на вечернем небе, а утром ничего нет. Ничего подобного! Утром хорошо виден Меркурий. Восточная сторона.

В августе звёзды больше не падают,
Проходит Меркурий из Рака в Лев.
Чем он сегодня нас порадует,
Блеском смущая восторженных дев?

31 августа, последний день лета и канун дня Знаний, достаточно благоприятен для утреннего поиска звезды Гермеса. В 4.30 утра планета будет располагаться на высоте 5°10′. До восхода Солнца — больше часа. Блеск, видимый диаметр и фаза Меркурия будут составят −0,61m, 7″, и 0,62 соответственно.

26 августа в 23 часа 24 минуты по московскому времени западная элонгация (18°) Меркурия (−0,05m). При движении Меркурия вокруг Солнца имеются две точки, которые при наблюдении с Земли находятся на максимальном угловом расстоянии от Солнца – восточная и западная элонгации. Элонгация — оптимальное время для наблюдения Меркурия. Его можно наблюдать в течение нескольких дней. Орбита Меркурия сильно вытянута, поэтому его элонгации меняются в пределах от 18° до 28°. Сейчас, к сожалению, элонгация — наименьшая из возможных.

Моменты захода и восхода планет и Солнца на московском небе в последний день лета, 31 августа, в часах и минутах, выглядят так. Время московское (UT+3), точность пять минут. К основным планетам добавлены Веста, Церера и Плутон

Восход Весты             16.40
Заход Плутона              0.50
Заход Марса                  1.00
Восход Меркурия         3.50
Восход Солнца              5.40

Блеск (видимые звёздные величины) в этот день будут следующими:

Венера                 −4,11m
Марс                    −2,11 m
Юпитер               −1,98m
Меркурий            −0,61m
Сатурн                 +0,35m
Веста                   +5,51m
Уран                     +5,90m
Нептун                 +7,86m
Церера                 +8,70m
Плутон               +15,05m

Марс пока превосходит Юпитер в блеске! Для простого глаза доступны объекты до шестой величины при условии хорошего неба.

О чём ещё можно мечтать любителю астрономии, начинающему и не очень? Разве что о Луне...Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды.

26 августа в 14 часа 55 минут по московскому времени нас ожидает полнолуние. Полное наполнение Луны солнечным светом. Видимый размер Луны составит 29′46″. Расстояние от Земли до Луны 406451 км. Луна перебирается с вечернего неба на ночное. Располагается в противоположной от Солнца точке небесной сферы. Восход Луны на московском небе произойдёт в 19.56, заход в 4 часа 50 минут. Через меридиан Луна проходит в районе полуночи, в 0 часов 7 минут. Высота ночного светила — 19°.

Завершилось жаркое лето.
Случайно это, а может нет.
Луна наполнилась солнечным светом
В окруженье далёких планет.

Как дела у метеоров? Завершают свою активность Персеиды — главное украшение второй половины лета. Полнолуние совсем не кстати. Поток активен до 24 августа, максимум миновал 12 августа. Метеоры белые и жёлтые. Среди них много ярких, оставляющих следы и рассыпающихся.

В небольшой телескоп в все еще есть возможность увидеть комету С/2017 S3 Panstarrs, открытую американскими астрономами в 2017 году. В августе она должна достигнуть максимального блеска, и её, при благоприятных обстоятельствах, можно будет увидеть невооруженным глазом в средних широтах Северного полушария.

Не забывайте открывать журнал «Наука и жизнь»! Там много интересной и полезной информации. И не только о небесных телах.

Удачных наблюдений!