Полярное сияние на Сатурне

Космический телескоп «Хаббл» получил серию впечатляющих изображений полярных сияний на северном полюсе Сатурна, предоставляющих астрономам наиболее полную на сегодняшний день картину этого явления.

Полярное сияние на Сатурне. Изображение скомбинировано из снимков Сатурна в оптических лучах и полярного сияния в ультрафиолетовых лучах. Оно демонстрирует размеры полярных сияний наряду с красивыми цветами Сатурна.
Полярное сияние на Сатурне в ультрафиолетовых лучах

В течение семи месяцев 2017 года космический телескоп «Хаббл» (НАСА / ЕКА) сделал множество снимков полярных сияний на северном полюсе Сатурна в ультрафиолетовом свете. Наблюдения были сделаны до и после зимнего солнцестояния Сатурна, что обеспечило наилучший достижимый обзор полярной области для Хаббла.

На Земле полярные сияния в основном создаются частицами, первоначально испускаемыми Солнцем в виде солнечного ветра. Когда этот поток электрически заряженных частиц приближается к нашей планете, он взаимодействует с её магнитным полем, которое действует как гигантский щит. Оно также улавливает небольшую часть частиц, запирая их в магнитосфере – области пространства, окружающего Землю, в которой заряженные частицы подвержены влиянию ее магнитного поля. Двигаясь вдоль линий магнитного поля, эти частицы достигают магнитных полюсов, где взаимодействуют с атомами кислорода и азота в верхних слоях атмосферы, создавая мерцающие, красочные огни, видимые в полярных областях.

Однако эти сияния не уникальны для Земли. Было обнаружено, что и другие планеты в нашей Солнечной системе имеют похожие полярные сияния. Среди них все четыре газовых гиганта Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Поскольку в атмосферах этих планет преобладает водород, полярное сияние на них можно увидеть только в ультрафиолетовом свете.

Хаббл позволил исследователям следить за поведением полярных сияний на северном полюсе Сатурна в течение длительного периода времени. Наблюдения Хаббла были согласованы с так называемым «Большим финалом» зонда «Кассини», который одновременно исследовал авроральные области Сатурна. Данные Хаббла позволили астрономам многое узнать о магнитосфере Сатурна, которая является самой большой из всех планет Солнечной системы, кроме Юпитера.

Изображения показывают богатое разнообразие излучений от областей с сильно изменяющимся положением и формой. Изменчивость полярных сияний зависит как от солнечного ветра, так и от быстрого вращения Сатурна, сутки на котором длятся всего около 11 часов. Кроме того, северное сияние имеет два ярких пика яркости - на рассвете и незадолго до полуночи. Последний пик ранее не был известен и, похоже, специфичен для взаимодействия солнечного ветра с магнитосферой при солнцестоянии Сатурна.

Составленное из снимков видео, показывающее динамику полярного сияния

Видео, показывающее только увеличенную полярную область.

По материалам Европейского космического агентства (ESA)