Двести лет российской фабрике ассигнаций
Нынешний российский Гознак, выпускающий денежные купюры и другие ценные бумаги, ведет свое начало от Экспедиции заготовления государственных бумаг, построенной под руководством «русского испанца» Августина Августиновича Бетанкура.
21 августа (по старому стилю) 1818 года считается днем основания Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне – Санкт-Петербургская бумажная фабрика, филиал АО «Гознак») – Государственный совет Российской империи утвердил ее и временный штат, а император Александр I поставил свою резолюцию: «Быть по сему». Современный Гознак ведёт свою родословную именно от этой Экспедиции.
Началось же все еще раньше, когда в 1813 году министр финансов Д. А. Гурьев представил императору доклад о необходимости замены существующих ассигнаций и устройства особого заведения для их изготовления. Получив одобрение императора, Гурьев поручил организацию «фабрики делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг» Бетанкуру, как бы воскрешая петровскую практику привлечения иностранных умов для решения некоторых важных государственных задач.
Испанец по происхождению (родился на острове Тенерифе), Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (в России его звали Августином Августиновичем) родился 1 февраля 1758 года. Крупный ученый, выдающийся инженер-механик, изобретатель, конструктор, он в 1808 году был приглашен русским правительством на службу в чине генерал-майора и посвятил своей второй родине талант и жизнь. «Русский испанец» Бетанкур внес неоценимый вклад в развитие высшего технического образования в России. В 1809 году по указу императора он основал Институт Корпуса путей сообщения (ныне – Петербургский университет путей сообщения) и стал его первым ректором. Он организовал и до конца жизни возглавлял Комитет по делам строений и гидравлических работ в Петербурге. По его проектам и под его руководством было построено много важных архитектурных, технических и гидротехнических сооружений в таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Тула, Кронштадт. Деятельность Бетанкура имела поистине государственный размах, и с его именем связано начало бурного развития инженерной мысли в стране.
Но вернемся к ценным бумагам. В 1808 году, когда Бетанкур приехал в Россию, бумагу для ассигнаций изготавливали на казенной (государственной) Ассигнационной фабрике в Царском Селе. Ее построили по указу императрицы Екатерины II в 1785 году. Сами ассигнации печатали в типографии Сената. Хранением и отпуском готовых ассигнаций ведала специально образованная при Сенате экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций. Заведовал этими заведениями генеральный прокурор Сената князь Александр Алексеевич Вяземский.
Отечественная война 1812 года резко ухудшила и до того непростое финансовое положение России. Количество денежных ассигнаций, находившихся в обращении, выросло в несколько раз, курс рубля неуклонно падал.
А. А. Бетанкур осмотрел действующие Царскосельскую Ассигнационную фабрику, бумажную фабрику Раля на Екатерингофском канале и Сенатскую типографию. В связи с тем, что Бетанкур планировал установить в новом заведении паровые машины, решено было отказаться от деревянных построек. Следует сказать, что внедрение паровых машин в бумажном производстве в то время было редкостью даже в Европе. Обследовав предприятия, Бетанкур пришел к гениальной мысли, что производство бумаги и печать ассигнаций следует объединить в одно целое.
В 1815 году министерство финансов купило участок земли на левом берегу Фонтанки с каменным домом и двумя флигелями. 4 марта 1816 года план строительства, разработанный под руководством А. А. Бетанкура, рассмотрел и утвердил Александр I: «Представленный мне план и сметы, составленные вами для устройства фабрики делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг, я рассмотрел в подробности и, утверждая их во всей силе, повелеваю, из особой моей к вам доверенности и уважения к отличным познаниям, привести оное устройство к окончанию и в полное действие под непосредственным вашим наблюдением и надзором».
А. А. Бетанкур не только руководил всеми работами по возведению производственных и жилых зданий, но и принимал непосредственное участие в разработке технологии изготовления бумаги и ассигнаций, в выборе необходимого оборудования. В отчете, представленном министру финансов 20 января 1818 года, Бетанкур писал: «Уже с сегодняшнего дня я могу представить в Ваше распоряжение не только здания, но и все машины для производства ассигнационных бумаг…» Для изготовления бумаги ручным способом он предлагал использовать усовершенствованные прессы, приобретенные в Англии. Они должны бы защитить ассигнации от подделывания, так как фальшивомонетчикам приобретать столь сложное оборудование было бы затруднительно. Но притом Бетанкур рекомендовал в будущем производить эти станки в России.
Первоначально для печатания ассигнаций планировалось установить 50 печатных станков, которые обслуживались бы сотней людей. Но узнав о том, что в Англии изобретен новый станок, Бетанкур заказал вместо пятидесяти старых два новых. Оказалось, что всего один новый станок может заменить все полсотни старых станков и обслуживать его могут всего лишь 6 подмастерьев и 2–3 рабочих. Для нового заведения Бетанкур выбирал самые последние достижения техники того времени, однако нужно отметить, что не все его технологические предложения удалось внедрить в производстве.
В отчете министру финансов Бетанкур представил и рисунки для новых ассигнаций. Сейчас трудно сказать, были ли они исполнены самим Бетанкуром или его подчиненными. Однако зная, что Августин Августинович был прекрасным рисовальщиком, можно предположить, что именно он был автором рисунков.
Наконец, Бетанкур разработал проект учреждения, которое должно было стать Экспедицией заготовления государственных бумаг. Предполагалось, что в новом заведении будет работать 536 человек. Они делились на две группы: вольнонаемных и так называемых обязанных. К первой группе относились мастера, в основном иностранные, часть подмастерьев, счетчики, нумеровщики и «присяжные». Ко второй – рекруты, питомцы воспитательного дома и рабочие с Царскосельской бумажной фабрики и Сенатской типографии. Руководить Экспедицией должен был управляющий и два члена Правления. Управляющего назначал император по представлению министра финансов, членов Правления – только сам министр финансов. По расчетам Бетанкура общая стоимость организации нового заведения составила 1477000 рублей.
Строительство Экспедиции продолжалось более двух лет. За это достаточно небольшое время был построен целый городок, в котором были здания с бумагоделательным и с печатным отделениями, с механической, граверной, нумерационной и формной мастерскими, с правлением, с квартирами для служащих, казармами для рабочих и караулом. Первоочередной задачей Экспедиции был выпуск новых ассигнаций номиналом 5, 10, 25, 50, 100 и 200 рублей более высокого качества, чем прежде, и хорошо защищенных от подделки.
Отчет о проделанной работе заслужил у императора «высочайшее благоволение». Указом Александра I Бетанкуру был пожалован орден Владимира 2-ой степени, а его сотрудники щедро награждены.
Память о Бетанкуре на Санкт-Петербургской бумажной фабрике жива по сей день. Сохранился рисунок, подписанный его рукой, образцы бумаги с его портретом, выполненные в технике водяного знака, памятная медаль, тоже с его портретом. В 2008 году, когда в Испании и в России отмечалось 250-летие со дня рождения А. А. Бетанкура, Гознак напечатал почтовую марку, посвященную ему.
А вот 200-летний юбилей самого Гознака отметили памятной сувенирной сторублевой купюрой на полимерной основе, которую украсил портрет Александра I – основателя российской «фабрики делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг». Рядом с ним мы видим Экспедицию заготовления государственных бумаг, как она выглядела в начале XX века. Тираж купюры, которая хотя формально и сторублевая, все же не является платежным средством, составил 10 тыс. экземпляров.
Со временем Экспедиция разрослась, и в настоящее время АО «Гознак» включает в себя восемь предприятий-филиалов: Московскую печатную фабрику, Пермскую печатную фабрику, Московскую типографию, Санкт-Петербургскую бумажную фабрику, Краснокамскую бумажную фабрику, Московский монетный двор, Санкт-Петербургский монетный двор и научно-исследовательский институт. Выпуская свою хорошо защищенную от подделок, качественную продукцию, компания выступает достойным конкурентом на мировом рынке изготовителей ценных бумаг.