№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

День рождения российской почтовой марки

Несмотря на новейшие электронные технологии, нам часто приходится иметь дело с почтовой маркой – мы наклеиваем её на письма, бандероли, посылки. И для многих было бы довольно удивительным узнать, что, несмотря на простоту, почтовая марка появилась в мире сравнительно недавно – менее двух столетий назад.

Первая российская почтовая марка.
Первая почтовая марка – «Чёрный пенни».
«Отец» почтовой марки – Роуленд Хилл и факсимиле его подписи.
Почтовая марка Великобритании, приуроченная к 200-летию со дня рождения Роуленда Хилла. 1995 год.
Автор проекта первой отечественной почтовой марки – Ф. М. Кеплер.
Конверт, посвященный 150-летию выхода в почтовое обращение первой российской марки. 2008 год.

Рождение марки

Как только в мире появилась первая почта, сразу же возник вопрос, кто должен платить за почтовую пересылку – адресат или отправитель. Спор этот длился сотни лет, и в разных странах решался по-разному, хотя чаще всего все расходы оплачивал получатель, т. е. адресат. Так было и в Англии – до тех пор, пока там не появилась первая почтовая марка.

Существует несколько версий того, с чего всё началось. Вот одна из них. Роуленд Хилл, учитель и изобретатель, будто бы стал свидетелем того, как почтальон пытался вручить старой трактирщице письмо, за доставку которого она должна была заплатить два шиллинга. Трактирщица наотрез отказывалась платить, для нее это было слишком дорого. Хилл за корреспонденцию заплатил, но, как оказалось, напрасно – конверт был пуст. Хитрая трактирщица договорилась заранее со своим сыном: послав пустое письмо, сын тем самым сообщал, что здоров и помнит о матери. Вот тогда-то Роуленд Хилл и подумал о том, какие убытки терпит почта от неуплаты почтовых расходов, и решил, что платить должен отправитель письма.

Хилл родился в 1795 году и прожил 83 года. Сначала занимался педагогикой, потом политикой. Всерьёз об улучшении ситуации в почтовом деле он задумался в 1835 году, и через два года опубликовал памфлет под названием «Реформа почты, её значение и целесообразность», послав один экземпляр канцлеру казначейства. Хилл предложил унифицировать почтовые сборы по всей стране, введя плату 1 пенс за письмо независимо от места назначения. Такую плату с отправителя должно было взимать с помощью «маленьких кусочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почтовый штемпель, и покрытый с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить их к письму». «Кусочек бумаги» в Англии назвали почтовой наклейкой. В 1840 году парламент принял проект Хилла, и 6 мая на Лондонском почтамте были введены в обращение две марки с изображением королевы Виктории: марка в 1 пенс чёрного цвета (в историю она вошла под названием «Чёрный пенни») и марка в 2 пенса синего цвета. Они стали родоначальницами всех марок мира. Так Роуленд Хилл стал «отцом» почтовой марки. Память о нём, естественно, жива: у него есть несколько памятников, а в 1995 году, к его 200-летию, в обращение вышла почтовая марка с портретом Хилла на фоне «Чёрного пенни».

Введение знаков почтовой уплаты сразу же увеличило число почтовых отправлений: если в 1839 году в Англии отправляли около 75 миллионов писем, то в следующем году их стало 168 миллионов.

Уже в 1843 году почтовые марки появились в Швейцарии и в Бразилии. В Соединенных Штатах почтовые марки утвердили в 1847 году, во Франции и Бельгии в 1850 году, в Индии и Норвегии в 1854 году. Почтовая марка стремительно завоёвывала мир.

Марка в России

22 декабря (10 по старому стилю) 1857 года Почтовый департамент Российской империи издал циркуляр о введении с 1 января 1858 года «особых почтовых марок, которые в виде облаток с рисунком по утвержденной форме наклеиваются на обыкновенные простые куверты всякой величины и даже без куверта прямо на сложенное письмо». В первое время марку следовало наклеивать только на письма по европейской части России, но с 1 марта того же года марки распространялись на Сибирь, Кавказ и Закавказский край. Так 1 января стало официальной датой рождения российской почтовой марки.

На первый взгляд может показаться, что создать почтовую марку проще простого, тем более что в других странах они уже находились в обращении. Однако на деле её появлению у нас предшествовала продолжительная и трудоемкая работа.

Инициатором введения почтовых марок в России, как было сказано, был Почтовый департамент, который для улучшения почтового дела решил изучить зарубежный опыт. Для этого в Англию, Францию, Бельгию, Голландию, Италию, Австрию, Швейцарию, Германию в 1851–1852 гг. был послан управляющий перевозками почты по железным дорогам А. П. Чаруковский. Изучив опыт зарубежных коллег, он вернулся на родину, но страна тогда приходила в себя после Крымской войны, и было не до почтовых нововведений. Только в 1855 году Чаруковскому удалось убедить руководство Почтового департамента в том, что «введение почтовых марок в России было бы весьма удобным для населения и прибыльным для почты».

Чаруковский предложил свой вариант первой отечественной почтовой марки: она должна иметь круглую форму с перфорацией вокруг рисунка, на ней должен быть изображен государственный герб, отпечатанный с использованием нескольких красок. Бумагу для марок необходимо было защитить от подделок. Выбирая форму марки, Чаруковский не учитывал технологических трудностей, которые могли возникнуть при массовом производстве. Однако у него были свои резоны: он считал, что марка прямоугольной формы, если её неаккуратно наклеить на конверт, будет задевать углом за ящик или за другие письма и совсем отклеится. По правилам тех лет это могло повлечь за собой возвращение писем корреспонденту с объявлением о том в газетах.

В 1856 году Почтовый департамент обратился к министру финансов с предложением об изготовлении марок в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»). Экспедиция находилась в ведении министерства финансов и была оснащена самым современным на тот момент бумагоделательным и полиграфическим оборудованием. Здесь можно было не только изготовить бумагу, но и нанести на нее печать, здесь же работали и высококлассные художники и граверы, способные разработать проект первой российской почтовой марки. Наконец, Экспедиция заготовления государственных бумаг была на тот момент единственным предприятием в России, производившим защищенные от подделок государственные бумаги.

В центре первой российской марки на синем фоне был изображен государственный герб. Он оставался на почтовых марках в течение нескольких десятилетий. Под гербом стояла эмблема почтового ведомства – два скрещенных рожка. Вокруг центральной части рисунка в овальной рамке печаталась надпись: «почтовая марка» и «10 коп. за лотъ» (лот – русская мера веса, применявшаяся до введения метрической системы, он равняется 12, 797 грамма. Для наглядности скажем, что примерно столько же весит двойной лист современной тетрадной бумаги). Внизу под мантией, увенчанной короной, которая охватывает медальон, повторялась надпись «10 коп. за лотъ», но более крупная. Во всех углах марки проставлялась цифра «10» белого цвета.

Автором проекта первой марки стал гравер ЭЗГБ Франц Михель Кеплер. Будучи превосходным специалистом, он смог разработать такую марку, которая удивила всех своей изысканностью и красотой графического исполнения. Специалисты в области филателии считают первые российские почтовые марки самыми красивыми двухцветными марками в мире. Кстати, по аналогии с марками других стран, на которых печатали портреты царствующих особ, на первой российской почтовой марке мог появиться портрет Александра II, но не появился.

Для защиты от подделок бумагу для марок изготавливали с водяным знаком. Специалисты Экспедиции нашли очень оригинальное решение: в качестве водяного знака на первых почтовых марках использовали большую цифру – «1». Так, взглянув на марку на просвет, можно было сразу определить, что это и есть та самая первая российская почтовая марка! Позднее стали использовать в виде водяного знака и цифры «2» и «3».

Бумага для марок должна была хорошо воспринимать печатную краску; кроме того, такая бумага должна была быть гуммированной – то есть с односторонним клеевым покровным слоем. Экспедиция заготовления государственных бумаг ранее гуммированную бумагу не производила, так что теперь её специалистам пришлось решать множество проблем: нужно было выбрать клей, который следовало наносить на бумагу до печати, и хотя клей должен был хорошо прикреплять марку к конверту или другому почтовому отправлению, листы бумаги с клеем не должны были склеиваться между собой при транспортировке в разных климатических условиях, и т. д. и т. п.

Как мы помним, первые почтовые марки должны были быть с перфорацией, но перфорационная машина, заказанная в Венской придворной типографии, к назначенному сроку не поступила. А когда прибыла, всех ждало разочарование: оборудование оказалось в неисправном состоянии. Первые марки пришлось выпускать без зубцов. (Кстати, первые английские марки тоже были без зубцов, поэтому их вырезали ножницами из листов работники почтовых контор, что создавало определенные трудности. Перфорирование марок в мировой практике началось только с 1854 года, когда идею предложил ирландец Генри Арчер.)

Всё же, несмотря ни на что, первые российские почтовые марки отпечатали в срок, и с 1 января 1858 года они вышли в обращение. Как и следовало ожидать, через год после выпуска почтовых марок в России количество частных почтовых отправлений увеличилось почти на 800 тыс., а через 10 лет – почти на 4,7 млн. писем.

Справедливости ради нужно сказать, что первый блин получился комом. После введения марок в обращение в Почтовый департамент стали поступать жалобы от почтовых контор на качество бумаги и «малую пропорцию клея, наложенного на другой стороне марок». Бумагу изготовили слишком жесткой, клей плохо впитывался в нее, марки отклеивались от конвертов. Многие письма вынимали из почтовых ящиков без марок, как бы неоплаченными, в то время как отклеившиеся марки лежали на дне ящиков. Не исключено, что и клей был выбран не самого лучшего качества. Ненадежность прикрепления марки к конверту стала причиной злоупотреблений среди почтовых чиновников, некоторые из них стали снимать марки с писем, прошедших почту, и наклеивать их повторно, присваивая деньги, вручаемые им за новое отправление.

На поступающие жалобы Почтовый департамент отреагировал незамедлительно: 18 января 1858 года в ЭЗГБ было отправлено письмо с просьбой выработать для марок более тонкую бумагу и с клеем лучшего качества, что и было сделано.

В настоящее время почтовая марка России №1 большая редкость. Она представляет интерес не только с точки зрения истории филателии, но и за исключительно высокое качество исполнения.

Автор: Ольга Воробьёва


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее