Загадочный Тартесс и святилище в Туруньюэло
Археологические находки на юго-западе Испании позволяют представить, как выглядел один из обрядов одной из самых таинственных европейских цивилизаций.
Хотя археология занимается материальной культурой, в поиске следов древних поселений играют немаловажную роль литературные свидетельства. Пожалуй, самый известный пример здесь – Троя, открытая, как считается, археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом. Пусть он нашел не совсем ту Трою, которой страстно бредил, но в целом для науки это не столь важно: многослойный археологический памятник в любом случае может рассказать очень и очень многое.
Цивилизация, о которой пойдет речь сейчас, еще более неуловима, чем Троя до раскопок Шлимана, хотя и гораздо ближе к нам по времени. Это Таршиш, или Тартесс, существовавший в X–VI вв. до н. э. на юго-западе Иберийского полуострова. Упоминания о Тартессе есть даже в Библии, где говорится, что ко двору царя Соломона – а это X век до н. э. – раз в три года приходил фарсисский (т. е. тартесский) корабль с предметами роскоши и драгоценными металлами. (Впрочем, как полагают историки, те визиты были в большей мере заслугой финикийцев, осуществлявших, скорее, колониальную торговлю с местным населением Испании.) И это лишь одно из множества письменных свидетельств о Тартессе.
К IV веку до н. э. греческие авторы (Гекатей, Геродор, Геродот, Авиен и другие) демонстрируют уже довольно глубокое знание реалий тартессийской жизни, а в VI веке до н. э. Тартесс начинает часто появляться в греческих источниках – в то время он, судя по всему, уже контролирует довольно обширную территорию в южной части Пиренейского полуострова. Эти свидетельства дают современным историкам возможность реконструировать социально-политическую структуру и экономику Тартессийского государства. Обилие литературных описаний никак не позволяет пройти мимо Тартесса, но его археологические памятники, в отличие от Трои, остаются пока ещё слишком скудны.
Кроме того, археология Тартесса – направление сравнительно молодое. Началась она в 1920-х годах с деятельности немецкого историка и археолога Адольфа Шультена, опубликовавшего несколько работ по этой теме и посвятившего 1924 год поискам следов Тартесса в Испании. Однако полевая археология Тартессиды ведет свое начало только с 1970-х годов. С тех пор сделано и открыто довольно много, но, повторим, целостной картины материальных свидетельств Тартессийской державы у нас пока нет.
Известно, что уже в XI веке до н. э. в Южной Испании начинается разработка серебряных рудников, и на путях к морю появляются поселения, контролирующие перегон скота и транспорт металлов. Очевидно, среди местного населения появились ремесленники, занимавшиеся металлами, а также новой для региона керамикой. Археологи определяют территорию Тартессии как раз по её керамике и письменности, и судя по археологическим находкам, к началу VIII века до н. э. западная часть нынешней Андалусии представляет собой однородный культурный горизонт. Вкупе с письменными свидетельствами это позволяет говорить о становлении собственно Тартессийской цивилизации.
Скорее всего, население Тартессийской державы не было однородным по этническому составу. Собственно тартессии занимали лишь небольшую часть ее территории, а на остальных землях жили другие племена, обладавшие сравнительной независимостью. Можно сделать вывод, что Тартессида представляла собой федерацию местных племен под властью тартессиев и их царей. Но для внешнего мира она была единым целым.
Археологические находки указывают на заметное социальное расслоение среди населения Тартессии. К таким находкам относятся и погребения, и клады, и архитектурные сооружения. Так, золотые клады из Эль Карамболо и Алиседе, состоящие из нескольких сотен предметов, указывают на династические святилища – очевидно, золото было как-то связано с местной аристократией или, возможно, со жречеством. Подобные святилища VII–VI веков до н. э. найдены и в других местах Тартессиды – в Серро де Лас Кабесасе, Монтемольине, Кармоне, Ла Эскуэре и др. В основном это здания, возведенные из сырцового кирпича на каменном основании с утрамбованными полами, иногда покрытыми сланцевыми плитами.
Клад из Алиседе. (Фото: Wikipedia)
В Канчо-Роано (испанская провинция Бадахос) в конце 1970-х годов был открыт большой комплекс дворцового типа VI века до н. э. Назначение его до сих пор остаётся неизвестным, но предположительно этот комплекс служил одновременно святилищем и экономическим центром, где собирали и распределяли продукты со всей округи.
Святилище в Канчо-Роано. (Фото: Museo Arqueologico Provincial Badajoz)
Намного позже в той же провинции Бадахос, на правом берегу реки Гвадианы, удалось обнаружить комплекс Туруньюэло, похожий на комплекс Канчо-Роано. Находка в Туруньюэло стала крупным открытием XXI века. Повышенный интерес к ней объясняется тем, что местный комплекс относится к концу V века до н. э. Это время – закат Тартессийской цивилизации. Сюда, в долину Гвадианы, тартессийцы пришли с берегов Гвадалквивира и из Уэльвы после кризиса VI века до н. э. Осев здесь, они строят новые ритуальные центры, которые через несколько десятилетий собственноручно предают огню, хоронят под специально принесенной землей и уходят навсегда.
Территория на помидорных плантациях в Туруньюэло привлекла внимание археологов в 1980-х годах, когда её отметили на карте как возможное поселение поздней бронзы или даже римское. Исследования начали в 2013 году с планомерного изучения местности в поисках участков, которые меньше всего изменились за последние две тысячи лет. В следующем году был произведён стратиграфический зондаж и пробные раскопки, а в 2015 экспедиция Института археологии Мериды начала уже всерьёз раскапывать в Туруньюэло, или как его еще называют, Касас-дель-Туруньюэло. И сразу же стало понятно, что святилище в Туруньюэло – исключительная находка для археологии региона в частности и для истории Тартесской державы в целом.
Вид на долину Туруньюэло. (Фото: Construyendo Tarteso)
В первый сезон археологи открыли большое – в 70 кв. м – хорошо сохранившееся помещение с мощными стенами (2 м в толщину и 1,5 м в высоту), разделенное на три части, в центре которого был устроен глиняный алтарь в форме бычьей шкуры.
Помещение с алтарем на начальном этапе раскопок. (Фото: PlanVE – La guía de ocio de Extremadura)
Здесь же нашли скамьи и похожий на ванну необычный предмет длиной 1,7 м – вероятно, его могли использовать в каком-то ритуале, связанном с водой. У ванны нет сливного отверстия и пока неясно, из какого материала она сделана – известно лишь, что это материал на основе извести.
Ванна из Туруньюэло. (Фото: El País)
В 2016 году в Туруньюэло нашли коридор, ведущий из вышеупомянутого большого зала к ряду комнат. Одну из них археологи уже освободили от наслоений времени и природы, обнаружив множество бронзовых предметов. Среди них особо выделяются решетка для жарки мяса, жаровня, большой котел и небольшое украшение в виде двух голубей, держащих за концы бычью шкуру, – типичный символ Тартесса. Кроме того, среди находок оказались керамические сосуды (включая имитации греческих), семена, фрагменты шерсти (самые древние из найденных на Иберийском полуострове), льняные ткани, мешки из местной травы эспарто (вида ковыля), содержащие зерновые, финикийские унгвентарии из стеклянной пасты, набор из семи бронзовых гирек и пр.
Решетка для жарки мяса из Туруньюэло. (Фото: El País)
Котел из Туруньюэло. (Фото: El País)
Украшение из Туруньюэло. (Фото: El País)
В сезон 2017 года нашли то, что раньше в Тартессе никогда не находили: лестницу, ведущую с одного сохранившегося этажа на другой. В письменных источниках есть упоминания о двухэтажных тартессийских домах. Но если говорить об археологических свидетельствах, то лестницы этого периода встречались лишь в виде двух-трех глинобитных ступеней, которые иногда делали из камней или из сырцовых кирпичей.
В святилище в Туруньюэло сохранился второй этаж с монументальной лестницей – при ширине в 40 см она достигает высоты в 2,5 метра. Лестница состоит из 10 ступеней, каждая высотой в 22 см. Пять нижних ступеней сложены из блоков, которые, в свою очередь, сделаны с помощью опалубки из состава с гранитной крошкой и известью. Это очень интересно, поскольку считается, что таким цементированием впервые занялись римляне через сто лет. (Видимо, таким же способом сделали и ванну, о которой шла речь выше). Другие пять ступеней выложены плитами из сланца, что для региона V в. до н. э. нетипично – обычные лестницы тут довольно невзрачны.
Лестница в святилище в Туруньюэло. (Фото: Insólita Experiencia: Inicio)
С одной стороны лестницы обнаружили скелеты двух лошадей в правильном анатомическом положении и в сбруе, что сразу же навело исследователей на мысль о ритуальной жертве, поскольку в пищу тартессцы лошадей не использовали. С другой стороны лестницы археологи наткнулись на останки коровы – её как раз вполне могли съесть.
Скелеты животных у лестницы. (Фото: Insólita Experiencia: Inicio)
Лестница спускается в небольшой внутренний двор. От лестницы через двор выложена плитами дорожка в ширину ступени. Здесь, во дворе у лестницы, также лежали останки лошадей, коровы (или быка) и свиньи. Ко времени, когда двор полностью расчистили, количество скелетов животных увеличилось до 60. По предварительным данным, 22 умерщвленных лошади в сбруе никогда не использовались для работы или верховой езды, то есть они исходно предназначались для некоего ритуала. При этом конь в тартессийском быту был дорогим, престижным животным, и одновременная жертва стольких ценных животных вместе со сбруей (тоже являвшейся предметом роскоши), несомненно, указывает на чрезвычайно важный характер жертвоприношения.
Скелеты во дворе. (Фото: El País)
Картина ритуала, которая постепенно вырисовывалась перед археологами, не предполагала, что в святилище должны были остаться люди. Однако раскопки 2018 года вновь удивили археологов – в одной из комнат двора обнаружили человеческие останки: хорошо сохранившиеся ноги и раздавленный череп. По предварительным данным, рост человека составлял 167 см. Другой сюрприз был связан с архитектурой: удалось открыть длинный коридор, окружавший это огромное здание. Очевидно, что помимо культовых функций, сооружение использовали и для других целей, но для каких именно, предстоит выяснить в будущем.
Фрагмент человеческой челюсти. (Фото: El País)
Нижняя часть человеческого скелета. (Фото: El País)
Среди прочих находок оказалась также база полихромной мраморной скульптуры с сохранившимися ступнями. Скульптура была греческого изготовления – как определили специалисты, мрамор происходит с Кикладских островов и был окрашен в синий цвет, тогда как ступни сохранили на себе следы окраски в красный.
База мраморной скульптуры. (Фото: El País)
Что же все это означает? Местные люди по каким-то причинам (возможно, из-за давления кельтских племен с севера) решили покинуть Туруньюэло, сохранив святилище от разграбления необычным ритуалом, который археологам удалось примерно реконструировать. В большом дворе святилища в жертву принесли скот, в общей сложности 60 животных, среди которых были лошади, свиньи, быки, овцы, осел. Затем в соседних комнатах приготовили пир для участников ритуала, о чём свидетельствует масса посуды и остатков еды. После совместной трапезы тартессийцы сломали или испортили предметы обихода, сожгли святилище и похоронили его под землей, принесенной с ближайшей реки. Именно пожар и наполнение речным грунтом сохранили святилище в таком замечательном состоянии.
В будущем можно ожидать новых подробностей того, что здесь происходило. За четыре сезона открыто всего около 15% сооружения, которое, предположительно, занимает не меньше гектара (не говоря уже о том, что по аэрофотоснимкам территория святилища может быть намного больше) – так что работы предстоит ещё много. Над проектом работают более двадцати специалистов, от археологов и антропологов до инженеров из 11 научных учреждений Испании и других стран. Раскопочный сезон в Туруньюэло идет всего два месяца – май-июнь, и такими темпами на полное исследование всей предполагаемой территории тартесского святилища-дворца должно уйти около 10 лет. Так или иначе, новый сезон раскопок должен начаться в мае, и мы, конечно же, ждем интересных новостей, которые сулит Туруньюэло.