Стерх-долгожитель
К сорокалетию Питомника редких видов журавлей сотрудники Окского заповедника рассказывают про выдающихся исследователей, работавших в питомнике – и про выдающихся птиц, которых они исследовали.
Питомник редких видов журавлей Окского заповедника был организован в 1979 году. Содержание журавлей в вольерах в те годы освоили очень немногие зоопарки мира, а похвастаться тем, что журавли у них плодятся и размножаются, могли лишь единицы. Редких видов журавлей в зоопарках Советского Союза почти не было. И перед Питомником и его первым заведующим В. Г. Панченко встала сложная задача: создать условия для нормальной жизни журавлей в неволе, чтобы птицы не только хорошо себя чувствовали, но и приносили потомство.
Формирование коллекции журавлей шло постепенно. Отдельные особи поступали из природы, других присылали из центров разведения. Стерх Учур попал в Питомник подранком зимой 1982 г. Его оперение было белым, как у взрослой птицы, но никто не мог сказать, сколько ему лет. Стерхи носят юношеский рыжий наряд или его остатки до двухлетнего возраста. С трех лет становятся белыми, ежегодно обновляя свои «белые одежды». Мы предположили, что стерх взрослый, но не старый. Половозрелыми стерхи становятся в 3–5 лет, поэтому 1978 год был указан в его паспорте годом рождения. Внешний вид стерха не вызвал сомнения в принадлежности к мужскому полу – Учур был высоким, угловатым и самым длинноклювым из всех стерхов, живших в Питомнике. Имя ему дали по названию реки, протекающей в местах, где он был ранен.
Выстрел браконьера лишил Учура правой кисти. (Фото из архива Питомника)
Первой «женой» Учура была самка ручного воспитания по имени Марк. Журавли относятся к мономорфным видам, определить пол по внешнему виду, тем более у птенца, почти невозможно, поэтому имя часто не совпадало с полом журавля. Марк была названа в честь сотрудника Окского заповедника Юрия Маркина, посвятившего свою научную деятельность изучению журавлей. Сотрудники Питомника в разговорах пользовались женским вариантом имени – Марковка.
Учур и Самгым. (Фото из архива Питомника)
Марк была выращена из дикого яйца в 1980 г. ручным методом, когда люди не маскируются и не молчат с птенцами, а наоборот, разговаривают, «крукают», вызывая из вольеры на прогулку к реке, и т. д. Поэтому Марк запечатлела людей как особей своего вида. Став взрослой, выбрала себе «мужа» из сотрудников Питомника – Владимира Григорьевича Панченко. Когда он появлялся в поле её зрения, начинала танцевать, строить гнездо, всячески привлекала его внимание. Других сотрудников не пускала в свою вольеру, нападала и била. Учур жил в соседней вольере, но благосклонность самки полностью принадлежала Владимиру Григорьевичу. Весной 1992 г. Панченко по методике Арчибальда простимулировал откладку яйца частым и длительным присутствием в вольере самки. (Чтобы импринтированная на человека самка начала класть яйца, человеку-«супругу» нужно подолгу сидеть вместе с ней (https://www.nkj.ru/archive/articles/20407/?sphrase_id=2329488).) Учур наблюдал постройку гнезда и яйцо в нём. В течение года стерхов удалось объединить в одной вольере. На следующий год Учур и Марк вместе строили гнездо и насиживали кладку. Из-за травмы крыла Учур не мог спариваться, но был донором спермы для искусственного осеменения. Семейная жизнь пары продолжалась 5 лет. В 1997 г. Марк умерла.
Учур и Самгым в Показательном вольерном комплексе много лет были парой, которую видели сотни посетителей Питомника. (Фото из архива Питомника)
Учура объединили с молодой самкой Самгым, тоже дикой крови из западносибирской популяции от последней известной пары в бассейне р. Куноват. Родителей Самгым называли «буровой» парой из-за развалин буровой вышки на территории их гнездового участка. Самгым воспитывали костюмным методом (когда для работы с птенцами люди переодеваюся в белые костюмы, скрывавшие очертания фигуры и лицо человека, а для кормления делают муляжи, точно имитирующие голову стерха.), и поэтому объединение в пару Учура и Самгым было быстрым и более успешным. Природное происхождение и воспитание Учура влияло на его поведение. Он был главой семьи, но по отношению к человеку боязлив, в отличие от Самгым нападал только в сезон размножения, защищая гнездо и птенца.
Семья с птенцом по имени Назым, 2013 год. (Фото из архива Питомника)
Жизнь Учура закончилась в июле прошлого года. Они с Самгым растили птенца, и именно в этот период Учур сломал тазовую кость. Как это произошло, никто не видел. Журавль слёг, помочь мы ему не смогли, так как невозможно было обездвижить сломанную кость на длительный период до срастания обломков. Учура усыпили.
Учур прожил долгую журавлиную жизнь в Питомнике, став биологическим отцом 20 стершат. Семеро Учуровичей выпущены в природу в местах обитания вида, два живут в Центре разведения и сохранения краксовых птиц и журавлей в Бельгии, два (сын и дочь) оставлены в Питомнике. У сына по имени Таз (по названию реки в Тюменской области) уже есть потомство, у дочери Часельки пока нет, последний птенец, родившийся в прошлом году, - Хейгияха еще живет в Питомнике и ждёт, когда её выпустят в природу.
Татьяна Анатольевна Кашенцева, ведущий научный сотрудник, заведующая Питомником редких видов журавлей, кандидат биологических наук