Метро как повод для раскопок
Метрополитен Салоников дал шанс глубже заглянуть в почти трёхтысячелетнюю историю города, хотя достигнуть взаимопонимания между археологами и строителями метро удалось не сразу.
Греческие Салоники, северная столица Греции и второй по величине город страны – очень древние. По легенде, город основал македонский царь Кассандр в 315 году до н. э. и назвал в честь своей жены, сестры Александра Македонского по отцу – Фессалоники. И в Римской империи, и в Византийском государстве Салоники оставались важным торговым городом. Такая долгая история для строителей означает одно – любые работы здесь сопряжены с неожиданным открытием древностей.
Новое метро
Первая очередь метро в Салониках строилась еще во второй половине 1980-х годов, и потом на десятилетия все строительные работы в этом направлении были остановлены. Новый проект был представлен в середине 2000-х годов, и летом 2006-го Attiko Metro SA – частная греческая компания, разработчик и эксплуатант метрополитенов в обеих столицах – приступила к работам. Новая девятикилометровая ветка метрополитена по проекту содержала 13 станций и ввести в эксплуатацию её должны были в 2012 году.
Поскольку у Attiko Metro SA большой опыт подземных работ в Афинах, где каждый метр земли – археологическая зона, то в проекте было предусмотрено сотрудничество с Министерством культуры и туризма Греции и с Департаментом древностей Салоников. Компания взяла на себя соответствующие обязательства по отношению к возможным находкам, также все расходы на проведение археологических работ и демонстрацию находок в уже построенных павильонах станций метрополитена.
Археологи заранее оценили расположение новых станций метрополитена с точки зрения плотности находок. Станции Венизелу, Агия-София и Димократиас представляли высокий археологический интерес, поскольку находятся в центре города византийской эпохи.
Византийские Салоники
И открытия не заставили себя ждать: за первые три года строительства было обнаружено 4 тысячи предметов, представляющих историческую, художественную и научную ценность. За следующие несколько лет строители и археологи открыли часть Салоников византийского времени. На будущей станции Венизелу (названной в честь известного греческого политика Элефтериоса Венизелоса) в шести метрах в глубину от современного уровня земли обнаружена одна из главных дорожных артерий города, т. н. decumanus maximus, шириной в 5,5 м с гравиевым покрытием и с двумя перекрестками с улицами поменьше. Современная магистраль Эгнатия частично повторяет византийский decumanus maximus. А вообще эта центральная улица Салоников была проложена еще в III веке до н. э. и сотни лет не меняла своего направления.
Вдоль улиц сохранились следы плотной застройки с множеством мелких предметов, свидетельствующих о том, что здесь занимались коммерцией. Преобладание ювелирных изделий среди находок может указывать на соответствующее направление торговли.
Византийские бронзовые кресты, найденные во время раскопок в районе будущей станции Венизелу. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Еще один отрезок главной городской улицы более 70 метров длиной был открыт на будущей станции Агия-София. Здесь улица была вымощена мраморными плитами и отделена от тротуаров мраморными же бордюрами. Примерно в том месте, где сейчас расположена в современном городе церковь Святой Софии, улица расширялась и образовывала вымощенную мраморными плитами площадь. На ней находился фонтан, так называемый нимфей, с колоннадой, от которой на месте сохранилась лишь одна колонна и еще семь в виде баз.
Руины нимфея – общественного фонтана у станции Агия-София. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Комплекс, по словам археологов, действовал довольно длительное время – с IV по VII вв. н. э. Под улицей открыты кирпичные, керамические и свинцовые трубы – части городской водопроводной и дренажной сети.
Вымощенная мрамором площадь у будущей станции Агия-София. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
По словам археологов, городские общественные пространства использовались здесь столетиями, подвергаясь комплексной застройке. В качестве примера можно привести крупные строительные программы византийских императоров в IV–VI веках в Константинополе, известные из письменных античных источников. Строительство раннехристианского времени в Салониках затронуло также и кварталы ранней застройки.
Остатки строений византийской эпохи у будущей станции Агия-София. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
К 2017 году древнюю рыночную площадь удалось раскопать только на 190 кв. м, хотя по предположениям специалистов она могла занимать все 300. Возможно, что в античное время с главным проспектом города ее соединяла стоя – крытая галерея для прогулок и торговли, однако постройки византийской эпохи не позволяют проследить это. Уже открытые части зданий демонстрируют настенные росписи и напольные мозаики.
Остатки строений эллинистической эпохи на станции Агия-София. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Глубже в историю – римский и эллинистический период истории Салоников
В начале 2010-х годов работы начались на второй очереди ветки – 5 станций на отрезке в 4,5 км. К 2014 году количество археологических находок увеличилось до 135 тысяч. На станции Синдривани была открыта часть восточного городского некрополя эллинистической и римской эпох: 83 захоронения разных типов, а на станции Новый вокзал – три гробницы II–III веков западного некрополя. Было решено не сохранять их в рамках станционных павильонов и по возможности удалить с места раскопок наиболее ценные части (например, фрески).
Находки из раскопок погребений эллинистического времени на станции Новый вокзал. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Еще один участок западного некрополя древних Салоников строители обнаружили при работах на будущей станции Димократиас. Некрополь располагался за пределами города, к северу от Вардарских ворот в западной стене. От ворот уходила дорога, часть которой также подверглась раскопкам: ее полотно состояло из гальки и камней, в некоторых местах их разбавляли керамические черепки. И дорога, и находящийся рядом склад, где хранились пифосы, были необходимы для функционирования кладбища.
Здесь было открыто большое количество могил разных типов – грунтовые ямы с каменными обкладками и без, каменные ящики, погребения в сосудах и перекрытые черепицей. Некоторые имели собственные алтари. Основные похоронные практики – ингумация и кремация, а в погребальном инвентаре – монеты, керамические сосуды, ювелирные изделия, мелкая пластика, орудия труда и пр.
Часть римского некрополя (II–IV вв. н. э.) раскопана на станции Флеминг, названной в честь первооткрывателя пенициллина. Погребения здесь большей частью довольно просты и скромны. Вероятно, это кладбище относилось не к городу, а соседнему с ним сельскому поселению. Как оно называлось, пока неизвестно, в литературе о нем упоминаний нет.
Кладбище римского периода поселения неподалеку от древних Салоников в районе станции Флеминг. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Уникальные находки
За все время раскопок в будущем салоникском метро нашли девять золотых погребальных венков. Такие венки есть у многих мировых музеев, однако крупнейшая коллекция предметов такого рода – 22 венка – находится в археологическом музее Салоников. И это неудивительно: Македония имела на своей территории золотые рудники в горах Пангей и Дисорон. На горе Дисорон берет исток река Галикос, которая в древности называлась Эхедор/Эхидор и чей ил содержит самородное золото.
Один из золотых венков, найденных в погребении в июне 2008 года при строительстве станции Синдривани (конец IV – начало III вв. до н. э.). (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Другое впечатляющее открытие – большая villa urbana, городская вилла IV в. н. э. у станции Агия-София. Здесь сохранилась напольная мозаика с богиней любви Афродитой (её популярность в Салониках, очевидно, не угасала до поздней античности, о чём свидетельствует и довольно большое количество её статуэток IV века до н. э.).
Полихромные мозаики городской виллы у станции Агия-София. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Из всей огромной усадьбы археологи открыли нескольких последовательно расположенных комнат, стою (галерею с колоннами для прогулок), а также гипокауст – систему нагревания помещений горячим воздухом, циркулирующим под полом. Помещения украшали полихромные мозаики с геометрическими орнаментами, на одной из них и был обнаружен медальон с изображением Афродиты с амуром.
Гипокауст городской виллы у станции Агия-София. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Директор Эфората древностей Салоников (а теперь руководитель Управления древностей и культурного наследия Министерства культуры и спорта Греции) Поликсени Адам-Велени отметила, что таких крупных и изысканно украшенных городских владений позднеримской эпохи в городе обнаружено уже восемнадцать. Скорее всего, они принадлежали городским чиновникам. Ведь, как известно, до основания Константинополя император Константин Великий жил в Салониках и планировал превратить город в столицу Империи.
По словам директора, большое количество статуэток Афродиты объясняется тем, что в античности в Салониках существовал культ Афродиты Термеи/Фермеи (Thermaia) – покровительницы горячих источников. Возможно, что именно на месте храма, где отправлялся этот культ, построена знаменитая раннехристианская базилика Ахиропиитос.
Самое интересное из найденных изваяний Афродиты открыли на станции Агия-София во время раскопок построек III в. н. э. Двадцатисантиметровая статуэтка представляет собой распространенную и популярную разновидность изображения Афродиты – Анадиомену, «выходящую из моря». К сожалению, она утратила свою голову еще до знакомства с археологами.
Безголовая статуя Афродиты, найденная при работах на станции Агия-София в 2018 году. (Фото: Яннис Милопулос, глава Attiko Metro SA)
«Древности или метро?»
Возможность широкомасштабных раскопок в центре современного мегаполиса с 3000-летней историей выпадает не так часто. Обещание внедрить находки в интерьер станций археологи и строители восприняли каждый по-своему, и взаимопонимание между ними относительно участи монументальных находок было утрачено ещё в 2012 году. Если в самом начале предполагался полный демонтаж руин исторической застройки и вывоз их на хранение на время строительства метро, чтобы потом частично вернуть их в интерьеры станций, то позднее некоторые чиновники от науки выразили надежду, что все открытое можно сохранить на месте для последующей музеефикации. В ответ технические специалисты, как частные, так и государственные, заговорили о том, что древнее наследие сохранить невозможно, если продолжать строить метро. Attiko Metro, стараясь совместить желания народа и специалистов с техническими требованиями, начала многолетнюю кампанию «Древности или метро?», которая захватила и строителей, и археологов, и общественность. Под этим лозунгом проводились слушания, встречи и лекции в Салониках. В конце 2015 года стороны, казалось, пришли к компромиссу: уникальные образцы византийского градостроительства следует сохранить на месте, выделив в особую археологическую зону и освободив от этого обременения строителей метро.
Базилика и прямоугольное здание на станции Синдривани. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
В 2016 году стороны пришли к новому соглашению (не без участия суда), подписав Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, в рамках которого планировалось проектировать станцию Венизелу с учетом возможного сохранения найденных византийских древностей в пространстве города. В конце 2017 года было объявлено о начале работ на последней станции главной линии салоникского метрополитена – Венизелу. На этом этапе, согласно пресс-релизу Attiko Metro, 95% археологических работ были уже выполнены.
На семинаре в начале 2018 года, где присутствовали представители самых разных организаций и ведомств, от Attiko Metro, до министров правительства Греции, было объявлено о скором пилотном запуске новой линии метрополитена, строительство которого затянулось на 6 лет сверх завершения работ по контракту. (Интересное наблюдение озвучил министр инфраструктуры и транспорта Спиртзис, который благодарил археологов за работу: оказалось, что подавляющее большинство из них – женщины.) Все технические проблемы оказались позади, и девиз кампании торжественно сменили с «Древности или метро?» на «И древности, и метро».
Аптечные бутылки периода пожара 1917 года, найденные при раскопках на станции Агия-София. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)
Теперь, в 2019-м, когда все препоны устранены и строительство новой ветки метрополитена вышло на финишную прямую, можно оглянуться на прошедшие 10 лет и оценить масштаб сделанного как строителями, так и археологами. Еще несколько лет, и Салоники получат не только современный скоростной городской транспорт, но и новые достопримечательности прямо на станциях метро. По крайней мере, на двух из них – Агия-София и Венизелу – посетители метро смогут почувствовать себя в машине времени, спустившись не просто под землю, но на улицу IV–VI веков. Яннис Милопулос, глава Attiko Metro SA, предполагает, что по ней можно будет даже прогуляться. А в распоряжение науки поступили более 300 тысяч предметов, начиная с IV века до нашей эры и до пожара 1917 года, свидетельствующих о долгой истории Салоников.
Находки на месте обнаружения. (Фото: Министерство культуры и спорта Греции)